Сто это такое!.. Как заработать «100 баллов для победы»

Вадим Мелешко 

Педагоги и психологи знают такую особенность подростков: они могут пропустить мимо ушей все, что говорят им родители и учителя, однако очень легко принимают на веру то, о чем им рассказывают их сверстники или старшие товарищи. Данный феномен Рособрнадзор решил обратить на пользу всем, в результате возникла Всероссийская акция «100 баллов для победы». Ее суть в том, что ребята, добившиеся максимальных успехов на ЕГЭ по одному или нескольким предметам, делятся секретами своего успеха с теми, кому еще предстоит это испытание, рассказывают о том, как следует готовиться к экзаменам, на что обратить внимание, чего следует избегать и так далее. В 2015 году эта акция впервые прошла в Санкт-Петербурге, в 2016 году — в Королеве, Московская область, в 2017‑м — в Нальчике, Республика Кабардино-Балкария. В этом году главные мероприятия прошли в Новосибирске, в лицее №22 «Надежда Сибири». Всего же по стране акцию поддержали более 50 регионов. 

В родительской и учительской среде существует немало мифов относительно того, какими способами можно сделать из своего ребенка стобалльника. «Да надо просто на каждом уроке решать задания ЕГЭ, желательно уже с начальной школы!» — уверяют одни. «Нужно непременно нанять ребенку репетитора, который будет натаскивать его, готовить к экзамену, и тогда все будет ОК!» — убеждены вторые. «Нужно установить очень жесткий контроль и проверять, чем он занимается, учит уроки или валяет дурака!» — считают третьи. «Главное — подготовить олимпиадника, а уж он-то ЕГЭ всегда сдаст!» — заявляют четвертые. 

Возможно, все эти меры действительно работают. Но вот что говорят сами выпускники. 

С ним полностью согласна и Екатерина Тагильцева, стобалльница по обществознанию, выпускница Гуляевской гимназии, Барнаул, студентка НГУ. 

— Учителя нас просто учили предмету, — говорит Екатерина. — И даже если они старались ориентировать нас на успешную сдачу ЕГЭ, это было сделано так, что мы не ощущали какого-то давления в этом направлении. Тем более натаскивания. Мне повезло с учителями, они знают, как настроить ребенка на учебу. Они погружали нас в предмет, делая так, чтобы мы из любого вопроса, из любой ситуации могли выйти с пониманием, могли правильно сформулировать свою мысль. В результате у меня 100 балов и по русскому, и по обществознанию, а также 93 балла по истории. Если честно, наше знакомство с ЕГЭ состоялось задолго до 11‑го класса. Но, повторяю, само преподавание ни в коем случае не было построено именно на подготовке к экзамену. На самом деле сдать любой предмет на 100 баллов не так сложно, надо просто хорошо учиться, понимать суть предмета. А просто решением большого количества тестов и задач мало чего добьешься. Поэтому ни о каком натаскивании и речи быть не может. Люди путают умение решать задачи и умение грамотно излагать суть своих мыслей, обосновывать выбранное решение. И хочу добавить, что я не всегда пользовалась учебниками, обычно мне вполне хватало тех материалов, которые нам давали на уроках сами учителя. Конечно, если ребенок хочет, ему можно для успокоения купить книжку или тетрадку «Готовимся к ЕГЭ». Но более важны внутренняя мотивация и организация мышления. 

Любопытно, что на мероприятие в лицей №22 вместе с Катей из Барнаула приехал ее отец Владимир Тагильцев, генеральный директор объединения «Роскровля». По его словам, он очень гордится дочкой и убежден: каждый родитель, если он желает своему ребенку только добра, должен не заставлять и принуждать, а действовать исключительно убеждением, уметь видеть склонности ребенка и направлять его энергию в нужное русло. А главное — поддерживать его во всех начинаниях. Нужно создать условия, чтобы ребенок сам почувствовал свои сильные и слабые стороны, оказать ему моральную поддержку, поощрять его достижения. 

— Я, например, никогда не заставлял ее мыть посуду или убирать в квартире, зная, что она в этот момент готовится к экзаменам, — признается Владимир Григорьевич. — Но при этом посуда всегда оказывалась вымытой, а квартира — убранной. Я убежден, что родители должны сделать так, чтобы их дети ни в чем не нуждались. Надо изучить иностранный язык — выезжаем в Европу, нужно освоить новые информационные технологии — покупаем самый лучший гаджет. Это само собой, мы же родители! А результат, как говорится, вы сами видите. 

Интересно, а что по этому поводу думают учителя? Валентина Файзуханова преподает историю и обществознание в новосибирском лицее №200. Она признается: стобалльников у нее пока не было, дети набирали максимум 80 баллов. Но и это очень хороший показатель. Конечно, каждому педагогу очень хочется вырастить победителя, хотя бы потому что 100 баллов дадут ему больше возможностей для поступления в тот или иной вуз. — Однако я никогда не пыталась все свои уроки подгонять под ЕГЭ, наоборот, изучая ту или иную тему, я подбираю задания из числа доступных КИМов, чтобы закрепить изученный материал, — заверяет педагог. — Я не согласна с теми, кто заявляет, будто единый госэкзамен не учит творчеству. Мне кажется, в ЕГЭ немало вопросов и заданий, особенно по моему предмету, которые помогают развивать воображение, творчество, мышление. Вопрос, как именно учитель этот потенциал использует. На первом месте всегда идут знания, а уже потом — средства для их проверки. Не будет знаний, вряд ли можно будет спасти ситуацию с помощью каких-либо инструментов. А ЕГЭ, согласитесь, постепенно меняется, из него исчезают тесты с готовыми вариантами ответов, стало гораздо больше вопросов, требующих развернутого ответа и умения выстраивать аргументацию. 

Когда в образовательной организации появляется стобалльник, для каждого из ее сотрудников это огромная радость, говорит Марианна Гайнанова, руководитель службы оценки качества образования лицея №22 «Надежда Сибири». — Но ошибаются те, кто думает, будто за каждого стобалльника всем нам платят какую-то надбавку, — расставляет она точки над «i». — Данный факт всего лишь учитывается при очередной аккредитации школы. И это всего лишь один из многочисленных факторов, который говорит об успешной работе школы. Нередки случаи, когда в школе стобалльники есть, но по целому ряду остальных критериев ее нельзя считать успешной. И даже когда проводится подведение итогов в рамках рейтинга Топ-500, смотрят в первую очередь на сохранение тенденции повышения качества образования, а разные скачки в ту или иную сторону не всегда есть показатель роста. А вот когда аттестацию проходит отдельно взятый учитель-предметник, тогда да, наличие у него стобалльников всегда рассматривается как показатель его хорошей работы. Правда, далеко не в каждом случае можно оценить степень участия и заслугу тех преподавателей, которые тоже приняли прямое или косвенное участие в деле подготовки такого ученика. Говорят же, что основы успешности школьника закладываются в начальной школе или даже еще в детском саду, однако кто вспоминает о воспитателях и преподавателях «началки», когда чествуют детей, набравших максимум на ЕГЭ? 

Еще Марианна Гайнанова уверена: оценивая достижения выпускников, необходимо гораздо больше внимания обращать на тех, кто хоть и не достиг самого высокого уровня, однако показал довольно уверенный рост качества образования, динамику успеваемости. И чем таких детей больше, тем лучше. Ведь стобалльник — товар штучный, а вот детей, набравших 80‑90 и более баллов, может быть довольно много. И бывает очень обидно за тех, кто честным трудом заработал 95 или 97 баллов, однако о них редко вспоминают, если рядом есть тот, кто сумел заработать 100. 

Пользуясь случаем, я задал приглашенному на мероприятие и. о. министра образования Новосибирской области Сергею Федорчуку вопрос: «Коль скоро «Учительская газета» только что дала старт очередному, третьему, Всероссийскому конкурсу «Успешная школа», можно ли считать наличие стобалльников одним из критериев успешности образовательной организации?» — Да, однозначно, — заявил Сергей Владимирович. — Но 100 баллов — в большей степени это заслуга семьи и конкретного педагога, который занимается с этим учеником. И, я согласен, очень важно учитывать не только стобалльников, но и общее количество учеников, которые показали хорошие результаты, сумели подняться выше 90 баллов. Их количество говорит о том, что ситуация в целом в данной школе вполне рабочая и педагогический коллектив трудится с полной отдачей. 

Сергей Федорчук довольно скептически относится к слухам о том, что ЕГЭ якобы собираются свернуть. По убеждению чиновника, это, мягко говоря, очень несвоевременно, к тому же непонятно, чем его сейчас можно заменить, поскольку он на сегодня является максимально объективным инструментом оценки качества знаний учащихся в той или иной предметной области. — На мой взгляд, если мы хотим еще большей объективности, надо менять содержание стандартов в плане увеличения заданий, решение которых требует развития мышления, умения говорить, писать, делать что-либо руками, — считает и. о. министра. — Каждый, кто здесь присутствует, подтвердит: если вас на протяжении многих лет хорошо учили по предмету, вы с большой долей вероятности покажете хорошие результаты на ЕГЭ, но вряд ли вы найдете здесь хотя бы одного, который просто занимался выполнением заданий госэкзамена без глубокой проработки темы и потом стал бы стобалльником. 

Итак, натаскать на ЕГЭ нельзя. И роль родителей в деле подготовки будущего стобалльника очень велика, гораздо больше, чем репетитора. Но, быть может, все опрошенные лица просто отвечали мне то, что я хотел от них услышать? Чтобы это проверить, я решил задать несколько вопросов самым обычным ученикам лицея №22, которые в этот день принимали дорогих гостей. 

Катя Пыхтина учится в 7‑м классе. По ее словам, их уже сейчас готовят к ЕГЭ, учителя дают пробные задания и говорят, что через пять лет, вполне возможно, им придется столкнуться именно с такими вопросами. — Когда мы проходим ту или иную тему, нам всегда говорят, что она присутствует на госэкзамене в том или ином виде, — рассказывает Катя. — Я уже готовлюсь к ЕГЭ, но сама, без репетитора. Покупаю тесты и решаю их — просто так, для себя. Можно, конечно, и на сайте решать, но мне так легче. Да, я хочу сдать ЕГЭ на 100 баллов. Или просто на максимально высокий балл, чтобы поступить в медицинский университет. 

А вот ученик 3‑го класса того же лицея Кирилл Ходаковский о едином госэкзамене имеет весьма смутные представления. — Это как контрольная работа, только очень сложная, ее сдают в старших классах, — сказал мальчик. — Но учителя нам об этом не рассказывают. И родители тоже. У нас есть контрольные, но не очень сложные. У тебя еще все впереди, Кирилл! Твои 100 баллов ждут тебя в далеком 2026 году!

http://ug.ru/archive/74275  

 
По теме
Три педагога, набравшие наибольшее количество баллов в общем рейтинге, стали победителями регионального конкурса.
20.04.2018
 
P1140348 - Комитет образования ЕАО Во второй день конкурса прошли уроки у педагогов-конкурсантов: Дунаевой А.В., учителя истории и обществознания МБОУ «Лицей № 23», Калинской С.Г, учителя начальных классов МБОУ «Гимназия № 1», Сухаревой Т.Н.,
11.04.2018
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки призывает будущих участников ЕГЭ и ОГЭ при подготовке к экзаменам пользоваться только официальными источниками информации.
10.04.2018
 
Количество участников единого государственного экзамена (ЕГЭ), сумевших показать наивысший результат в 100 баллов, в последние три года стабильно и составляет примерно 0,7% от общего числа сдающих ЕГЭ.
06.04.2018
 
По вопросам качества детских товаров и школьных принадлежностей жители ЕАО могут обратиться по горячей линии Роспотребнадзора - РИА Биробиджан C 16 августа по 4 сентября 2018 г. будет вести работу традиционная Всероссийская горячая линия Роспотребнадзора по вопросам качества детских товаров и школьных принадлежностей.
16.08.2018
По вопросам качества детских товаров и школьных принадлежностей жители ЕАО могут обратиться по горячей линии Роспотребнадзора - РИА Биробиджан C 16 августа по 4 сентября 2018 г. будет вести работу традиционная Всероссийская горячая линия Роспотребнадзора по вопросам качества детских товаров и школьных принадлежностей.
16.08.2018 РИА Биробиджан
Вера Ничук, учитель русского языка и литературы Средней общеобразовательной школы № 4 с. Даниловка Смидовичского района, победитель регионального конкурса «Учитель года Еврейской автономной области – 2018»,
14.08.2018 РИА Биробиджан
В профессиональных учреждениях начались ремонтные работы. Аукционы на приобретение современного оборудования, которое позволит кардинально обновить материально-техническую базу техникумов, лицеев и колледжей области,
13.08.2018 РИА Биробиджан
В нынешнем учебном году во всех школах Ленинского района занятия будут проводиться только в первую смену Как рассказала заместитель главы администрации района по социальным вопросам Ольга Комарова,
15.08.2018 Биробиджанер Штерн
Кухонным ножом в шею ударил собутыльника житель с. Кирга ЕАО - РИА Биробиджан Следователем следственного отдела по городу Биробиджану следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Еврейской автономной области завершено расследование уголовного дела в отношении 45-летнего
16.08.2018 РИА Биробиджан
Следователи разыскивают Сажина Валерия Ефимовича, 1963 года рождения - Следственный комитет Следователем Ленинского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета РФ по Еврейской автономной области возбуждено уголовное дело по факту безвестного исчезновения Сажина Валерия Ефимовича,
16.08.2018 Следственный комитет
С наградами вернулся из Владивостока образцовый цирковой коллектив «Счастливое детство» - РИА Биробиджан 18 юных артистов образцового циркового коллектива  «Счастливое детство» приняли участие в 4 интернациональном детско-юношеском культурном форуме Арт фестиваль, прошедшем в городе Владивосток.
16.08.2018 РИА Биробиджан
Фото автора В Биробиджане объявлены «Танцы в парке» Ностальгический проект запущен Комплексным центром социального обслуживания населения.
13.08.2018 Газета Биробиджанская звезда
Час памяти Владимира Высоцкого провели сотрудники Биробиджанской областной универсальной научной библиотеки в городской колонии для несовершеннолетних Ребят познакомили с биографией и творчеством этого поэта,
15.08.2018 Биробиджанер Штерн
11 августа артисты Биробиджанской областной филармонии, солистки образцового ансамбля «Иланот» и другие творческие коллективы отправятся в село Найфельд с концертной программой «Добрый вечер»,
10.08.2018 РИА Биробиджан
Фото из  архива Ассоциации тхэквондо Юные спортсмены из ЕАО привезли медали с соревнований, проходивших в Китае Наши земляки успешно выступили на III открытом международном турнире по тхэквондо в Шеньяне.
15.08.2018 Биробиджанер Штерн
Галик Маркович и Бетя Викторовна Ставчанские, стаж семейной жизни которых 63 года, победили в номинации «Золотая семья России».
16.08.2018 Правительство Еврейской автономной области
Кухонным ножом в шею ударил собутыльника житель с. Кирга ЕАО - РИА Биробиджан Следователем следственного отдела по городу Биробиджану следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Еврейской автономной области завершено расследование уголовного дела в отношении 45-летнего
16.08.2018 РИА Биробиджан