В Государственной Думе состоялись парламентские слушания, в ходе которых депутаты обсудили ситуацию с правовым обеспечением доступности и качества оказания медицинской помощи людям, проживающим в сельской местности. Как сообщил представитель Еврейской автономии в ГД РФ Анатолий Тихомиров , по итогам обсуждения был принят ряд важных рекомендаций органам государственной власти различного уровня, направленных на совершенствование системы здравоохранения.
«Тема парламентских слушаний напрямую затрагивает почти 39 миллионов жителей России – именно столько человек проживает сегодня в сельской местности. Это более 25-ти процентов населения страны. Оказание медицинской помощи здесь было и остается крайне актуальным вопросом. В этой сфере накопилась масса проблем: кадровый дефицит, материальное обеспечение больниц, амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов, трудности с доступом к лечебным заведениям регионального уровня и многое другое. Перечисленные проблемы характерны для всех регионов, не является исключением и наша область. Поэтому считаю состоявшийся разговор своевременным. Его важность еще в том, что велся он с участием депутатов всех фракций, министра здравоохранения, специалистов и экспертов», - сказал Анатолий Тихомиров .
По мнению министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой , для сельской медицины особую роль играют меры по развитию первичной помощи. Министр заявила в ходе слушаний, что в стране удалось переломить опасную тенденцию закрытия фельдшерско-акушерских пунктов. Чего не скажешь об организации получения помощи узких специалистов. На решение этой задачи направлена программа «Земский доктор», к которой в настоящее время присоединились 83 из 85 регионов России. Свою роль в обеспечении кадровой проблемы сельской медицины должны сыграть целевая подготовка специалистов и тесное взаимодействие с профильными вузами.
Тем не менее, депутаты обратили внимание министра, что проблемы, о которых она говорит, все равно остаются, отметил Анатолий Тихомиров .
«Мы все прекрасно понимаем, что работать в село поедет далеко не каждый доктор. Даже несмотря на существующие меры государственной поддержки. Поэтому их нужно расширять, пересматривать. Например, мои коллеги говорили о необходимости внедрения новой госпрограмма «Сельская медицина», которая могла бы стать неотъемлемой частью программы развития здравоохранения в стране. Прозвучала и такая важная мысль, что развитие сельской медицины невозможно без развития самого села, - сказал депутат.
Он также сообщил, что по итогам слушаний были приняты рекомендации органам государственной власти. Кроме того, участники совещания договорились провести повторные слушания на эту же тему. И если сегодня депутаты и специалисты говорили о возможностях решения проблем, то в следующий раз будут подводить итоги того, как справились с поставленными задачами.
Кстати
Рекомендации парламентских слушаний на тему: «Доступность и качество оказания медицинской помощи гражданам, проживающим в сельской местности. Правовое обеспечение»
Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации :
Принять проект Федерального закона № 954664-6 «О внесении изменения в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в части установления условий по принятию решений о реорганизации и ликвидации медицинских организаций).
Правительству Российской Федерации:
1 . Продолжить реализацию программы «Земский доктор» в среднесрочной перспективе и распространить единовременные компенсационные выплаты на медицинских работников со средним медицинским образованием, а также включить в программу города (моногорода) с населением до 50 тыс. человек;
2. Уточнить территориальную распространенность программы «Земский доктор» с учетом процессов объединения всех поселений, входящих в муниципальный район, с городским округом в соответствии с Федеральным законом от 3 апреля 2017 года № 62-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Министерству здравоохранения Российской Федерации :
1. Продолжить методическую и консультативную работу с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья в части повышения доступности и качества оказания медицинской помощи гражданам, проживающим в сельской местности;
2. Совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации продолжить работу по совершенствованию механизмов реализации целевой подготовки и целевого приёма, предусмотрев перечень обязательных мер социальной поддержки и ужесточив ответственность сторон за ненадлежащее выполнение условий договора;
- Совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при установлении квоты целевого приема в подведомственные образовательные организации, реализующие подготовку специалистов с высшим медицинским образованием, приоритетно рассматривать заявки, предусматривающие трудоустройство выпускника в медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь сельским жителям;
- В связи с вступлением в силу с 1 января 2018 года Федерального закона от 29 июля 2017 года № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья» обеспечить своевременное принятие нормативных правовых актов, необходимых для реализации данного Закона, в том числе в части утверждения порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий;
- Совместно с Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации продолжить работу по обеспечению подключения медицинских организаций к скоростному Интернету и медицинским информационным системам;
- Совместно с Министерством финансов Российской Федерации продолжить работу по совершенствованию Методики распределения субвенций, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования;
- Проанализировать лучшие практики субъектов Российской Федерации по предоставлению регионами мер социальной поддержки медицинских работников, работающих в сельской местности, и направить соответствующие информационно-аналитические материалы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в Комитет Государственной Думы по охране здоровья.
Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения:
Усилить контроль за качеством и доступностью оказания медицинской помощи, а также лекарственного обеспечения сельских жителей.
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
1. На основе лучших практик субъектов Российской Федерации по предоставлению регионами мер социальной поддержки медицинских работников, работающих в сельской местности, разработать территориальные программы социальной поддержки медицинских работников организаций здравоохранения, оказывающих помощь сельскому населению;
2. Осуществлять контроль проведения мероприятий по повышению доступности и качества медицинской помощи гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе в части кадрового обеспечения медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь сельским жителям;
З. При подготовке нормативных правовых актов, регламентирующих реализацию программы «Земский доктор» с 2018 года, проработать вопросы конкретизации обязанностей медицинских работников в части продления пятилетнего срока действия договора на периоды неисполнения функциональных обязанностей, а также - оснований расторжения трудовых договоров, при которых не подлежит возврату часть единовременной компенсационной выплаты пропорционально неотработанному периоду;
4. Проанализировать объемы подготовки медицинских специалистов со средним профессиональным образованием, в частности фельдшеров, и предусмотреть увеличение государственного задания за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на подготовку указанных специалистов с учетом потребности медицинских организаций, в том числе фельдшерско-акушерских пунктов;
5. Обеспечить проведение мониторинга реализации программы «Земский доктор» и принять меры по повышению эффективности программных мероприятий региональных кадровых программ;
6. Принять меры по усилению ответственности главных врачей медицинских организаций за использованием средств, выделяемых на программу «Земский доктор», в первую очередь для устранения дефицита кадров в первичном звене здравоохранения и заполнения вакансий участковых терапевтов, участковых педиатров, врачей общей практики;
7. Расширить практику использования передвижных подразделений (амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты) медицинских организаций, мобильных медицинских бригад, в том числе с использованием мобильных медицинских комплексов, в населенных пунктах с низким уровнем развития инфраструктуры.