Фото из личного архива Виктора Васенкова
На этом самолете Виктор Васенков совершил семь мировых рекордов
Герой России Виктор Васенков свой путь к профессии летчика начинал в Биробиджане
В марте этого года Виктору Васенкову исполнилось 70 лет. В связи с юбилеем Виктору Владимировичу вручили Благодарственное письмо от главы Республики Осетия.
«… Как бы Вы далеко ни находились от Осетии, помните, здесь, у родных истоков, Вас глубоко уважают, гордятся Вами и, конечно, всегда ждут» – говорится в письме. От республики он также награжден медалью «Во славу Осетии».
1964 год. Биробиджан, школа №1. Витя третий слева в четвертом рядуВиктор Васенков родился в Моздоке, поэтому в Северной Осетии его по праву считают своим земляком. В нашей же области о нем мало кто знает, а ведь детство и юность будущего летчика прошли в Биробиджане, куда по долгу службы перевели его отца. Здесь он рос, учился в школе №1, из нашего города ушел в авиацию.
Путь в небо для Виктора начался в биробиджанском Доме пионеров – он занимался в авиамодельном кружке. Затем увлекся парашютным и планерным спортом в аэроклубе.
Одноклассница Васенкова Галина Крахмалева вспоминает, как он вместе со своим приятелем Борисом Зархом готовился к поступлению в летное училище. Они на турнике «крутили солнышко» и ходили заниматься в городской парк. Там был установлен лупинг. Вы не знаете, что это такое? Лупинг – тренажер для развития вестибулярного аппарата, на котором тренировали космонавтов. В 1960-е годы многие мальчишки мечтали стать космонавтами или летчиками, вот у них и появилась возможность проверить себя на смелость и выносливость.
1965 год. Зачислен курсантом в летное училищеБорис в летное училище не поступил – подвело зрение, пришлось ему идти в общевойсковое. Говорят, что у него сложилась хорошая военная карьера. А Виктор стал курсантом прославленного Харьковского высшего военного авиационного училища летчиков, которое в свое время окончили трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб, летчик-космонавт Алексей Леонов и другие известные герои авиации.
После окончания училища в 1969 году Виктор Васенков служил в истребительной авиации, а в 1974 году в составе первого набора окончил Центр подготовки летчиков-испытателей.
Участвовал в Афганской войне, испытывая там в боевых условиях самолеты Су-25 и Як-38. Речь идет о секретной операции «Ромб», которая предусматривала специальные испытания штурмовиков в так называемых особых условиях. Война в Афганистане показала недостаточную эффективность авиации. Сверхзвуковым истребителям-бомбардировщикам, созданным для иных условий военных действий, невозможно было развернуться в горных теснинах, а их сложное прицельно-навигационное оборудование было практически бесполезным при поиске малозаметного противника. Требовались иные самолеты. Штурмовики в «особых условиях» испытывала эскадрилья подполковника Васенкова.
Летали там, где это позволял горный рельеф, и даже там, где ущелье представляло собой сложнейший лабиринт, а сам полет все больше напоминал игру «Найди выход». Ироничные взгляды товарищей из соседнего полка Су-17, на первых порах подтрунивающих над «гадким утенком», сменились сначала на уважительные отзывы, а затем и на зависть перед боевыми возможностями и задиристым нравом «Грача», как называли самолет. Пехота раньше всех почувствовала ударную мощь и неоспоримые летные характеристики своего воздушного союзника. Су-25 была машиной для боя, способной работать в горных условиях и быть на виду у наших войск, оказывая им большую моральную поддержку.
Сам командир эскадрильи совершил 33 боевых вылета.
В Афганистане летчик чуть было не погиб, но не в воздухе, а на земле. А было так.
Командир испытательной эскадрильи отправился на КП согласовать совместный план действий. После всех утрясок и уточнений возвратился далеко за полночь. Когда вошел в палатку, где отдыхала группа, услышал передергивание затвора и окрик:
– Стой! Еще шаг, стреляю.
– Да свои же, – подал голос Васенков. Только тогда бдительный начальник режима узнал комэска.
– Еще мгновение, Виктор Владимирович, и я точно бы выстрелил, ведь жуть стоит кругом. Тут вижу – тень, подумал, что «духи» лезут.
Вернувшись с войны, Виктор Васенков принимал активное участие в испытаниях морских самолетов и вертолетов. Совершил более 270 посадок на палубы авианесущих крейсеров самолета вертикального взлета и посадки Як-38. На крейсер «Минск» он сумел посадить самолет с замершими соплами подъемных двигателей. На противолодочном самолете установил мировой рекорд высоты полета.
В 1991 году в звании полковника Виктор Васенков был уволен в запас, после чего работал летчиком-испытателем Экспериментального машиностроительного завода им. Мясищева. Всего за время своей летно-испытательной работы Виктор Васенков провел испытания 83 летательных аппаратов и их модификаций, участвовал в семи международных авиационных салонах, налетал 3115 часов, установил восемь мировых рекордов, пятнадцать раз попадал в аварийные ситуации.
Из этих аварийных ситуаций, при которых он по инструкции должен был покинуть самолет, летчик лишь два раза сделал это, и то перед самой землей. Из горящего Су-27 он катапультировался за секунду до удара самолета о землю.
Указом президента России от 13 августа 1998 года Виктор Владимирович Васенков был удостоен высокого звания Героя Российской Федерации.
Кроме того, наш земляк имеет звания «Заслуженный летчик-испытатель СССР», «Почетный авиастроитель России», является мастером спорта международного класса по самолетному спорту.
Он награжден двумя орденами Боевого Красного Знамени, орденом Дружбы и почти тридцатью медалями.
Сейчас Виктор Васенков живет в подмосковном городе Жуковском и занимает в городской мэрии сугубо гражданскую должность.