Источник фото: youtube.com
Замечательная возможность превратить взросление сына в повод для настоящего семейного праздника – бар-мицва.
Благодаря уникальной формуле этого торжества, предлагаемой еврейской традицией, подросток получает огромный заряд позитива и жизнерадостности, а родители испытывают истинный еврейский «нахес»!
Что это?
Слово бар в прямом переводе означает «сын» . Однако в иврите иногда имеет и другое значение – «принадлежность» (к чему-то). Мицва – заповедь Торы . Соединив оба слова в единое понятие, получаем – «принадлежность к заповеди Торы» . Бар-мицва – обозначение возраста , по достижении которого человек более не считается ребенком и обязан соблюдать заповеди Торы в полном объеме. До преодоления рубежа взрослости сам ребенок не несет ответственности за нарушение запретов или неисполнение предписаний. Всю ее полноту за него несут родители, на которых возложена обязанность воспитать ребенка в духе Торы и приучить его к соблюдению заповедей. Еврейское совершеннолетие – это в первую очередь соблюдение всех заповедей , а также возможность быть вызванным к чтению Торы и участвовать в миньяне, быть истцом или ответчиком в раввинском суде, клясться, заключать сделки и распоряжаться собственностью, вступать в брак.
Когда?
С какого возраста ребенок становится взрослым и в состоянии выполнять заповеди Торы? Еврейская традиция устанавливает эти возрастные границы для мальчика с тринадцати лет: «С пяти лет – изучают Письменную Тору, с десяти – Мишну, с тринадцати лет – исполняют все заповеди» . А поскольку еврейские сутки начинаются с вечера, то и его «взрослая» жизнь начинается именно с вечера . Если мальчик родился, к примеру, на 20-й день месяца сиван 5751 года, еврейские законы для него вступят в силу с 19-го на 20 сивана 5764 года.
Как?
Чтобы как-то обозначить вступление мальчика в еврейскую общину на равных с другими мужчинами, в день его 13-летия (быть может, на день-два позже или – в ближайшую к его дню рождения субботу) его вызывают к чтению Торы в синагоге, впервые оказывая почет, как взрослому еврею. Юноша впервые исполняет заповедь тфилин и становится членом «миньянa» – молитвенного собрания, состоящего из десяти и более взрослых мужчин – теперь он входит в счет десяти, может вести общественную молитву, а также читать Тору по свитку для всех собравшихся. Если он коэн, то есть принадлежит к священническому роду, то может служить в Храме.
Что можно?
Ни в Торе, ни в Талмуде нет указаний на то, что день совершеннолетия обязательно надо праздновать. Соответственно, нет и правил, регламентирующих обычаи этого дня. Предусматриваются лишь определенные действия, вытекающие из содержания некоторых законов. Их суть состоит в том, чтобы оповестить общину (каждый еврей должен принадлежать еврейской общине) о том, что с такого-то дня ребенок стал взрослым. Когда-то этим и ограничивались. Однако в последнее время принято отмечать совершеннолетие мальчика в день его 13-летия или в другой ближайший, удобный для этого день. Возникновение этой традиции обусловлено многими обстоятельствами, в том числе – стремлением поддержать ребенка в его нелегкой «борьбе» с нееврейским окружением. Веселье, забрасывание виновника торжества конфетами, застолье – все это привязано к радости, испытываемой родителями и друзьями оттого, что человек входит в новый, взрослый период своей жизни, когда он обязан соблюдать заповеди и лишь в силу этого обретает самостоятельность, начинает нести личную ответственность перед Б-гом и людьми.
Что нельзя?
Не следует превращать торжество в «празднование дня рождения». Очень важно, чтобы оно не проходило в некошерном ресторане или дома – с некошерной едой . Это вступает в прямое противоречие с сутью этой даты – подросток становится взрослым, принимая на себя исполнение заповедей Торы. Кроме того, нельзя отмечать этот праздник в субботу, если план организации торжества связан с нарушением законов Шаббата.
Что дарить?
Соблюдающие евреи вкладывают в совершеннолетие сугубо религиозный смысл, и, наверное, поэтому один из самых распространенных подарков на бар-мицву – книги, имеющие религиозную или образовательную ценность, предметы религиозного обихода, вечные перья, сберегательные облигации (чтобы использовать их для дальнейшего образования) и подарочные сертификаты. В последнее время все чаще дарят наличные – сумму, кратную восемнадцати . Принято, чтобы из денежных подарков бар-мицва делал свою первую личную мицву (пожертвование) на благотворительные нужды. Не рекомендуется дарить сыну дорогие подарки.
Две бар-мицвы?
В среде религиозных евреев существует обычай праздновать вторую бар-мицву после достижения человеком 83-х лет. Логика состоит в том, что «обычная» продолжительность жизни составляет 70 лет, поэтому 83-летний человек может рассматриваться как 13-летний в «добавочном времени». Эта практика получает все большее распространение.
По материалам сайта www.evrey.com и www.jewish.msk.ru