История счастливой старухи. Татьяна Пельтцер

Фото: www.gazetaeao.ru

pbs.twimg.com

Вихрь чувств, бешеная энергия, искрометный юмор, постоянная жажда работы — вот что характеризовало эту актрису. Она являла собой смешение всех жанров: комедии и драмы, опереточного темперамента и лиричного психологизма…

Зрители встречали ее хохотом, а затем плакали. Несмотря на то что она всегда была гротескна, в ней не было ни грамма фальши…

Свои первые роли Татьяна Пельтцер сыграла еще в детстве. С рождения ее жизнь была заполнена театром. Родилась Таня в семье замечательного актера и режиссера, обрусевшего немца Ивана Романовича Пельтцера. Еще до революции он поставил несколько фильмов. А после много играл в театре, в кино: «Белеет парус одинокий», «Медведь», «Большая жизнь»…

Именно он и стал для Татьяны первым и единственным учителем. В девять лет девочка выступила в роли Авдия в спектакле «Камо грядеше». А за работу в следующей постановке – «Дворянское гнездо» – впервые получила гонорар. Когда же в 1914-м, в десятилетнем возрасте, в частной антрепризе в Екатеринославле в спектакле «Анна Каренина» она играла Сережу Каренина, некоторых дам выносили из зала без чувств. Настолько проникновенна была сцена прощания Анны с сыном, и настолько Таня вошла в свою роль.

Потом она, правда, вспоминала: «Я не помнила себя от счастья, но, когда закрыли занавес, мой отец, он был хорошим актером, сказал, что я бы играла много лучше, если бы поменьше радовалась». Отец вообще был строгим критиком, к мнению которого Пельтцер всегда прислушивалась.

После революции она работала в Передвижном театре Политуправления. Потом были Нахичевань, Ейск и другие города.

А в конце 1920-х годов Татьяна Ивановна влюбилась. Немецкий коммунист и философ Ганс Тейблер приехал в Москву учиться в школе Коминтерна. В 1927 году они поженились, а три года спустя переехали в Германию. Там Татьяне удалось устроиться машинисткой в Советское торговое представительство.

Но сцена искала ее. Известный режиссер Эрвин Пискатор, открывший в Берлине свой третий театр, предложил ей роль в спектакле «Инга» по пьесе Глебова.

Все, казалось бы, сложилось. И любовь, и работа. Но Пельтцер заскучала… Прожив вместе четыре года, супруги расстались. На всю жизнь они сохранили теплые отношения. Ганс женился на другой женщине, родившей ему сына, но долгие годы они с Пельтцер переписывались и встречались. И когда сын Тейблера приехал учиться в Москву, актриса с удовольствием принимала его у себя дома.

Сама же Татьяна Ивановна замуж больше не вышла, хотя романы, разумеется, случались. Однажды Пельтцер сказала: «Я очень рада, что мне уже не нужно думать о мужчинах с точки зрения их главного назначения. Но они до сих пор очень мне нравятся как партнеры и товарищи».

Вернувшись в Советский Союз, она порвала с прошлым – вновь взяла фамилию отца. А со сценой не порвала. В театре МГСПС (нынешний театр имени Моссовета) Пельтцер зачислили во вспомогательный состав, мотивируя это отсутствием театрального образования. А в 1934 году и вовсе уволили «за профнепригодность».

Актрисе вновь пришлось стучать пальцами по клавишам. Она устроилась работать машинисткой на завод им. Лихачева, где уже работал главным конструктором ее брат Александр. Но в 1936 году он оставил свой пост «по причине выезда из Москвы». Так объяснялось в бумагах… В то время таких «выездов» было много.

После этого Татьяне Ивановне тоже пришлось уйти с завода. Она уехала в Ярославль, в российский драмтеатр имени Волкова. Через два года Пельтцер вернулась в Москву и вновь проработала два года в театре МГСПС. А однажды узнала об открытии Театра миниатюр. Компания подобралась замечательная – Рина Зеленая, Мария Миронова, Александр Менакер. В Театре миниатюр она проработала семь лет… Управдом, молочница, банщица – в эти образы актриса входила с удовольствием.

Тут до нее «добралось» и кино. Дебютировала Пельтцер маленькой ролью в комедии «Свадьба» (1943), затем была лента «Она защищает Родину». А первую большую роль – Плаксину в военной мелодраме «Простые люди» – Татьяна Ивановна сыграла в 1945 году. Но фильм застрял на полке – на целых 11 лет.

Всенародная же известность пришла к Татьяне Ивановне с ее переходом в Московский театр сатиры. Роль Лукерьи Похлебкиной в спектакле «Свадьба с приданым» была, как теперь говорят, знаковой. В 1953 году спектакль засняли на пленку и запустили на экраны. Фильм имел ошеломительный успех, а к Татьяне Пельтцер наконец-то пришла всенародная популярность. К тому моменту ей исполнилось 49 лет.

Потом будут комедии «Иван Перепелица» и «Солдат Иван Бровкин». После выхода на экраны «Бровкина» Пельтцер сразу же окрестили «матерью русского солдата» и присвоили звание заслуженной артистки. Потом последовал «Иван Бровкин на целине». Ей, никогда не имевшей детей, часто приходилось играть матерей и бабушек. Как играла она их в фильмах «Укротительница тигров», «Одиножды один», «Морозко», «Чудак из пятого «Б»», «Вам и не снилось», «Карантин»!

Дети Татьяне Ивановне верили. В театре сатиры актриса долгое время играла фрекен Бок в спектакле «Малыш и Карлсон». Говорят, что ее домомучительница никогда не казалась злой.

Человеком Пельтцер была весьма непростым. Она конфликтовала и с коллегами, и с режиссерами. Однажды на собрании труппы обсуждали актера Бориса Новикова в связи с его пристрастием к спиртному. Пельтцер ехидно вставила «свои 5 копеек». «А вас, Татьяна Ивановна, вообще никто не любит, кроме народа!» – парировал обиженный актер.

Когда весь театр ходил на занятия по гражданской обороне, она иронично наблюдала. А на замечание об уклонении от занятий отвечала: «Ми-и-лай, я знаю, что тогда делать. Я три войны прошла».

Работать с ней было непросто. Перед началом спектакля Пельтцер орала на одевальщиц и гримерш… И даже влюбившись в кого-либо из своих партнеров, могла в любой момент наговорить ему резкостей.

В середине 1960-х Плучек пригласил в театр молодого режиссера Марка Захарова. Пельтцер сразу же агрессивно высказалась в адрес Захарова: «Ну что это такое! Когда человек ничего не умеет, он сразу лезет в режиссуру…» Однако первый же выпущенный Захаровым спектакль «Доходное место» изменил ее мнение о молодом режиссере.

Эпоха Захарова в театре стала и эпохой ее расцвета. В конце 1960-х – начале 1970-х она играла большие роли – Прасковью в «Старой деве», Марселину в «Безумном дне, или Женитьбе Фигаро», мамашу Кураж, фрекен Бок…. А апогеем стала роль тети Тони в постановке Марка Захарова и Александра Ширвиндта «Проснись и пой!». В 1972 году Пельтцер получила звание народной артистки СССР.

С уходом Захарова в Ленком в воздухе что-то изменилось. Между Пельтцер и Плучеком начались размолвки. И уже в 1977-м она сделала рискованный шаг – перешла в Ленком. Это в 73-то года!

В Ленкоме Пельтцер сыграла немного: роль старухи Федоровны в пьесе Людмилы Петрушевской «Три девушки в голубом», роли Клары Цеткин и Надежды Крупской. Нет, не все в ее жизни было гладко. Однако она называла себя «счастливой старухой». Актриса обожала травить смачные анекдоты – память на них у нее была превосходной. Впрочем, она вообще обладала особой способностью запоминать детали, подмечать штрихи.

В свои 75, играя старух, она то прыгала с забора, то танцевала на крыше дома. Она плевала на рекомендации врачей, курила и пила крепчайший кофе. Пельтцер никогда не ходила медленно – только бегом! А в ее речи постоянно проскальзывал легкий матерок…

Но болезнь все-таки настигла Татьяну Ивановну. В последние годы жизни она стала терять память. И как-то попала в районную психиатрическую больницу. Душевнобольные жестоко избили Пельтцер. После этого благодаря старанию сотрудников Ленкома ее удалось перевести в хорошую клинику.

После лечения она вновь вышла на сцену. Специально для Пельтцер Марк Захаров решил поставить «Поминальную молитву». Роль старой еврейки Берты предполагала лишь несколько реплик. Актриса к тому моменту с трудом передвигалась и уже не могла запоминать текст, постоянно путая слова. Александр Абдулов, игравший сына героини, осторожно выводил Пельтцер на сцену… На глаза зрителей набегали слезы…

В 1992 году Татьяна Ивановна вновь попала в больницу, где упала и сломала шейку бедра. Она умерла, когда ей исполнилось 88 лет. Похоронили Пельтцер на Новодевичьем кладбище.

Источник: kinoistoria.ru

 
«Проклятие монахини», «Простая просьба», «Лондонские поля» – новинки кинопроката в кинотеатре «Родина» в Биробиджане - РИА Биробиджан С 20 сентября в биробиджанском кинотеатре «Родина» стартовал показ новинок кинопроката «Проклятие монахини» (16+), «Простая просьба» (18+), «Лондонские поля» (18+), сообщает корр.
21.09.2018
Фестиваль спорта для людей с ограниченными возможностями здоровья прошел в Биробиджане - РИА Биробиджан За призы боролись четыре команды. Участникам каждой из них необходимо было придумать название и представить свою сборную на торжественном открытии мероприятия, сообщает корр.
20.09.2018
 
Образцовый вокальный ансамбль - Городской Дворец Культуры Год образования коллектива: 2014 г. Руководитель коллектива: Спивакова Анна Владимировна В 2014 году из солистов ансамбля "Иланот", Анна Владимировна Спивакова создала вокальную группу "Агада".
20.09.2018
Год образования коллектива: 2017 г. Руководитель коллектива: Карбушева Валентина Сергеевна Вид творчества коллектива инструментальное исполнительство.
20.09.2018
Фотостудия - Городской Дворец Культуры Руководитель фотостудии: Вепринский Ефим Борисович С 2010 года при городском Дворце культуры, был открыт городской фотоклуб, на общественных началах которым руководил Ефим Борисович.
20.09.2018
Вынесен приговор за покушение на убийство - Прокуратура ЕАО Биробиджанским районным судом с участием государственного обвинителя прокуратуры города Ксении Бондарчук рассмотрено уголовное дело в отношении 47 – летнего жителя областного центра, совершившего преступление,
21.09.2018 Прокуратура ЕАО
«Проклятие монахини», «Простая просьба», «Лондонские поля» – новинки кинопроката в кинотеатре «Родина» в Биробиджане - РИА Биробиджан С 20 сентября в биробиджанском кинотеатре «Родина» стартовал показ новинок кинопроката «Проклятие монахини» (16+), «Простая просьба» (18+), «Лондонские поля» (18+), сообщает корр.
21.09.2018 РИА Биробиджан
За призы боролись четыре команды. Участникам каждой из них необходимо было придумать название и представить свою сборную на торжественном открытии мероприятия, сообщает корр.
20.09.2018 РИА Биробиджан
Он был легендой эпохи З0 августа не стало всеми любимого артиста, который был, вне всякого сомнения, легендой и советской, и постсоветской эпохи.
19.09.2018 Биробиджанер Штерн
ЕАО показала на восточном экономическом форуме не только свой экономический, культурный и туристический потенциал,
19.09.2018 Биробиджанер Штерн
Школа КВН: Готовимся к Игре! - Molodezh79.Ru 20 сентября в Центре «МОСТ» состоялась Школа КВН, организованная Общественным представительством Российского Союза Молодежи в Еврейской автономной области.
21.09.2018 Molodezh79.Ru
Фото Олега Черномаза Теплая встреча Команда ЕАО вернулась сО Всероссийского физкультурно — спортивного фестиваля инвалидов «Пара-Крым – 2018» с наградами В этом году участниками яркого спортивного события стали
19.09.2018 Биробиджанер Штерн
В ЕАО сохранен возраст для региональных льгот и компенсаций - Законодательное Собрание ЕАО Сегодня в ходе очередного заседания парламент области принял в окончательной редакции пакет законов, которые позволят предоставлять жителям ЕАО региональные льготы не по статусу пенсионера,
21.09.2018 Законодательное Собрание ЕАО
Представители Общероссийского народного фронта в Еврейской автономной области провели осмотр территории общественного пространства в поселке Смидович,
20.09.2018 ОНФ в Еврейской автономии