Александр Галушка: Россия без Дальнего Востока немыслима

Александр Галушка дал интервью ИА PrimaMedia
У экспозиции Приморского края
Александр Галушка: Россия без Дальнего Востока немыслима
Александр Галушка: Россия без Дальнего Востока немыслима
Интервью Александра Галушки ИА PrimaMedia
Александр Галушка: Россия без Дальнего Востока немыслима
Александр Галушка: Россия без Дальнего Востока немыслима
Фото: primamedia.gcdn.co
О популяризации ДВ среди россиян и о многом другом в интервью с главой Министерства по развитию Дальнего Востока (ФОТО/ВИДЕО)

6 января, EAOMedia. Александр Галушка в интервью корреспонденту PrimaMedia Сергею Михайлину рассказал о значении "Дней Дальнего Востока" в Москве, об исторической преемственности в деле освоения восточных земель страны, об особенностях характера дальневосточников и о самой большой стройке на ДВ и вообще в России. Отдельной темой беседы стало экономическое и инфраструктурное развитие региона – инвестиции, рабочие места, авиасообщение, пункты пропуска на государственной границе и международные транспортные коридоры, сообщает ИА ЕАОMedia .


Александр Галушка дал интервью ИА PrimaMedia. Фото: Елена Рыкова, PrimaMedia

– Здравствуйте Александр Сергеевич. Мы находимся в Москве, где уже в течение недели проходит выставка под названием "Дни Дальнего Востока в Москве". Скажите, для чего была создана эта программа и как, по Вашему мнению, жители центральной части России отнеслись к этой выставке?

– Мы очень хотим сделать Дальний Восток ближе к Москве, а Москву к Дальнему Востоку. Вообще хотим, чтобы он не "дальний" был, а свой, родной, знакомый, близкий. И для того, чтобы москвичи могли познакомиться с тем, что происходит на Дальнем Востоке, с тем, что происходит в каждом дальневосточном регионе: как они развиваются, какие проекты реализуются, как гектары предоставляются, что на гектарах этих делается, какие новые возможности открываются, – вот ровно для этого мы организовали и проводим это мероприятие в Москве.

– Я сам с Дальнего Востока, родился и прожил там большую часть жизни. Мне всегда говорят, что мы, дальневосточники – открытые, добрые, интересные. Вот скажите, занимаясь вопросами самой большой территории РФ, все-таки это 36% нашей страны, как Вы можете охарактеризовать людей? Какие они, по Вашему мнению?

– В любом уголке России есть те или иные отличия. Это замечательно, что у нас такая большая, разнообразная и вместе с тем единая, общая страна. На Дальнем Востоке, конечно, чувствуется дух того, что Дальний Восток – это подвиг. Это люди, которые реализовывали себя через подвиг. Это здесь чувствуется. На Дальнем Востоке происходит соприкосновение цивилизаций, когда европейская цивилизация сталкивается с азиатской. Когда такое соприкосновение происходит, обостряется чувство идентичности. Ты понимаешь свое отличие – другая ментальность, структура мышления. Еще чувство идентичности связанно с тем, что Дальний Восток – это форпост страны. И все это вместе с прекраснейшей природой, с ощущением стихии Тихого океана, свободы, пространства складывается в особую характеристику жителей Дальнего Востока.

– Почему сегодня государство решило уделить столь огромное внимание Дальнему Востоку? Я знаю, что существовал еще давний план, в советское время, и там была описана большая стратегия развития и, насколько я знаю, Вы уделили много времени анализу этого документа, и там действительно важные вещи написаны, но они не были реализованы. А сейчас мы вернулись к истории.

– На мой взгляд, в 90-е годы мы пережили кризис государственного мышления и в условиях этого кризиса даже звучали такие голоса – "а зачем нам Дальний Восток вообще?" Сегодня, когда исторически ответственное мышление возрождается, то становится ясно, что Россия без Дальнего Востока немыслима. Это наша территория, освоенная подвигом предыдущих поколений. Мы обязаны развить ее. Сделать успешной, процветающей, благоприятной, желанной для людей, для жизни и самореализации. Мы привыкли основательно подходить ко всему, и, конечно, историю вопроса, "волны" освоения Дальнего Востока мы изучили. Посмотрите, мы реализуем по духу те идеи, которые применялись, например, в эпоху порто-франко ( porto franco — свободный порт, – итал.), который во Владивостоке существовал до 1907 года. Но мы не буквально воспроизводим, то, что было в начале 20 века, а делаем это сообразно сегодняшним реалиям. Мы анализируем, а что сегодня происходит, как "свободные порты" в мире организованы, какие лучшие практики существуют? И вот на этом синтезе – с одной стороны своя история, с другой стороны лучшая мировая практика – родился закон о Свободном порте Владивосток. И у нас, как некоторые сказали, Порто-Франко вернулся во Владивосток.

Что касается советской программы 1987 года, которую Вы упомянули, мы показали ее инвесторам, и реакция сегодняшнего бизнеса на ту программу развития Дальнего Востока, знаете, какая была? Они сказали, что это "бизнес-навигатор". У нас теперь механизмы только другие, мы ставку делаем на частный бизнес и на частные инвестиции. В этом разница.

– Я слушал Ваше выступление перед Советом Федерации с отчетным докладом. Меня поразила цифра, что 3,7 трлн рублей инвестиций привлечено на Дальний Восток.

– Эти суммы привлечены на Дальний Восток благодаря ТОРам, благодаря Свободному порту Владивосток. Уже вложено почти 120 млрд рублей по итогам 2017 года, 86 новых предприятий запущено, 7 тысяч новых рабочих мест создано. Такой объем инвестиций, как 3,7 трлн рублей не может быть реализован одномоментно, это проекты, которые реализуются шаг за шагом. Они воплощаются в новые предприятия, инфраструктуру, фабрики и бизнес. Массив инвестиций, который привлечен, это уже 1009 проектов, это резиденты ТОРов и Свободного порта Владивосток.


У стенда Амурского ГПЗ. Фото: Елена Рыкова, PrimaMedia

– Амурская область на выставке представила проект современнейшего газоперерабатывающего завода. По Вашим оценкам, примерно, сколько этот проект стоит?

– Не просто примерно, а этот проект стоит 950 млрд рублей, это крупнейшая стройка страны, ничего более масштабного сегодня в стране не строится. И это происходит на Дальнем Востоке. По газопроводу "Сила Сибири" мы отправляем газ, и мы строим вот такой огромный газоперерабатывающий завод на границе с Китаем. И в Китай уже не просто газ поставляем, а перерабатываем его у себя на территории, оставляем у себя добавочную стоимость, новые рабочие места и налоги, а в Китай уже продаем продукты передела. Более того, в орбите таких крупных производств вырастает мощный кластер малого и среднего бизнеса. Потому что здесь нужны новые сервисы, услуги, поставщики. Всем выгодно здесь локализоваться, и мы потенциал такой локализации оценили – это порядка 100 проектов в среднем по 5 млрд рублей.

Это модельная ситуация, у нас же в Приморье тоже очень большой проект – создается восточный нефтехимический комбинат. В декабре стройка начинается в Находке, это 10 млн долларов США — очень крупный проект. И то же самое, мы нефтепереработкой занимаемся у себя на территории.

Глобальная экономика стимулирует форсированное развитие Дальнего Востока. Мир уже стал азиатско-тихоокеанским, центр развития мира сместился. И, конечно, мы должны использовать эти возможности, чтобы развивать Дальний Восток и Россию. В конечном итоге все стройки, предприятия, проекты набирают критическую массу, и сейчас количество должно перейти в качество.

Мы уже видим, что в 2017 году объем инвестиций возрос на 10%, строительства — на 11%.


У экспозиции Приморского края. Фото: PrimaMedia

– Проекты, о которых Вы говорите – это же несколько десятков тысяч рабочих мест. Начиная с 90-х, много жителей мигрировало с Дальнего Востока в центральную Россию, но в советское время было наоборот – за благами люди ехали на Дальний Восток. Как вы считаете, какие еще дополнительные шаги должно сделать государство для улучшения жизни людей на Дальнем Востоке?

– Сегодня наша задача – создать новые возможности для людей, возможности для самореализации. У ТОРов, и у Свободного порта Владивосток, у инвестиционных проектов, которые реализуются, есть понятное человеческое измерение — новые современные рабочие места. Более того, когда возникает такая плотность проектов на территории, плотность новых предприятий, то возникает спрос на людей. Конечно, все сопутствующие вопросы — жилье, инфраструктура, социальные условия, культура, транспортная доступность – тоже важны. Хочу отметить, что мы, сфокусировавшись в начальной точке на новых рабочих местах, понимали все это прекрасно и готовили предложения, чтобы перейти ко второму этапу развития ДВ. И президент ключевую цель поставил – "KPI". Уровень и качество жизни на Дальнем Востоке должны быть не средними, а выше среднего российского. Работа государства разложена по корзинам — здравоохранение, социальная сфера, жилье, образование, ЖКХ и другие. Эти корзины называются государственными программами, и в них по указанию президента должны выделяться разделы по развитию Дальнего Востока. Сегодня такая фундаментальная работа ведется по поручению Председателя Правительства РФ, сроки ее определены, и весь процесс идет по согласованию с Министерством развития Дальнего Востока.

Ростислав Гольдштейн: Расширение границ ТОРов позволит привлечь новых инвесторов

– Как Вы считаете, какая средняя заработная плата должна быть на территории Дальнего Востока, чтобы люди чувствовали себя комфортно?

— Я бы все-таки говорил о качестве жизни. Если мы при существующей заработной плате решаем проблемы дороговизны и наполняем услугами и товарами ту зарплату, которая есть, то это хорошо. А второй вопрос – какого качества услуги мы получаем? Мы сейчас завершили разработку индекса развития человеческого капитала на ДВ. В ближайшее время он будет презентован, и там главное – именно качество жизни. Когда и безопасность, и социальные условия, и инфраструктура, и дороговизна вместе собраны и оптимально оцениваются. Мы действительно хотим на новом этапе развития ДВ предложить это в качестве ключевой вещи.

– Как Вы считаете, готовы ли простые люди, которые живут на этих территориях многими поколениями, действовать, совершенствовать себя и свое государство?

– Человеку вся жизнь дана для развития и совершенствования. По факту, посмотрите насколько предприимчивые, активные, деловые люди живут у нас в Приморье. И конечно же, мы рассчитываем на то, что во всех тех новых возможностях, которые открываются, себя найдут жители Приморского края и других регионов Дальнего Востока. У нас даже по статистике в два раза выше уровень желания заниматься предпринимательством, чем в среднем по стране. Это очень хорошая основа, культурная, ценностная и ментальная.

– Поговорим о Владивостоке. Это наши пограничные территории, порты, транспортные коридоры "Приморье-1" и "Приморье-2". Какие задачи вы ставите перед бизнесом в этом регионе? Какие планы на ближайшие несколько лет?

– Дальнему Востоку, его южной части, нужны порты и логистическая инфраструктура нового качества и уровня. Движущей силой такого развития, конечно, является развитие проектов транспортных коридоров (МТК) – "Приморье-1" и "Приморье-2". Грузовую базу мы можем получить благодаря этим проектам мощнейшую. И под это нам нужны порты и инфраструктура. Уходящий год, на мой взгляд, стал переломным. Председатель КНР заявил, что Китай поддерживает развитие МТК-1 и МТК-2. Я могу сказать, что работа после этого пошла по-другому. Готовится межправительственное соглашение, чтобы для транзитных грузов фактически "бесшовный режим" сделать. Наша оценка – минимум 45 млн тонн грузов мы можем получить благодаря МТК-1. Таким образом, мы зарабатываем на грузовой базе, а они зарабатывают на том, что у них меньше логистическое плечо. Очень хороший взаимовыгодный проект.

Правительство России поручило сделать авиаперевозки на Дальний Восток дешевле

– Недавно Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведева негативно отозвался о логистической внутренней инфраструктуре Дальнего Востока, в том числе об инфраструктуре аэропортов. Что Вы думает по этому поводу?

– Речь шла о 15-ти пунктах пропуска, которые касаются границы с Китаем. Это те пункты пропуска, где у нас самые узкие места есть в развитии торгово-экономического сотрудничества. Это как раз на границе, они по югу идут. Также Дмитрий Анатольевич Медведев высказался о 40 аэропортах, которые не были построены. Юрию Петровичу Трутневу дана задача разобраться в этой ситуации. Но главное – другое. Нам пункты пропуска нужны, аэропорты нам нужны, нам транспортная связанность Дальнего Востока нужна. Мы сегодня, не дожидаясь никаких решений, отрабатываем концессионные модели, задача которых – найти решение, как эти пункты пропуска можно быстрее построить, модернизировать. Конечно, это очень важная задача, и это было наше предложение на уровне премьера ее рассмотреть, дать трезвую оценку положению дел для того, чтобы дальше этим можно было заниматься.

– Сейчас мы коснулись темы аэропортов. У Приморского края есть результаты внутреннего проекта, когда стоимость перелета на внутренних линиях равна стоимости проезда на автобусе. Что сегодня мы скажем дальневосточникам, о развитии внутреннего авиасообщения в их регионах? Например, Якутии, где Мирный, Нерюнгри и Якутск находятся на расстоянии друг от друга порядка тысячи км.

– Да, есть практика Приморского края, это лучший пример, когда за счет правильной и разумной модели организации авиамаршрутов восстановили всю сеть авиаперевозок, которая существовала еще в советское время, и расширяют ее. Очень разумно, когда используют самолеты малой авиации, и мы не вбухиваем деньги в содержание огромных взлетно-посадочных полос, получаем экономию и покупаем новые самолеты. Даже деньги остаются, чтобы просубсидировать людям авиаперелет. Сегодня поставлена задача – распространить разработанную в Приморье модель на другие районы Дальнего Востока.

– А сколько времени понадобится, чтобы на 80-90% выполнить эту задачу?

– Это пятилетняя программа, опыт Приморья показывает, что необходимо 3-4 года целенаправленной работы.


Интервью Александра Галушки ИА PrimaMedia. Фото: Елена Рыкова, PrimaMedia

– Сегодня все говорят о суперджетах. Как вы думаете, какое будущее ждет завод в Комсомольске-на-Амуре, где такие самолеты производят?

– Действительно, современная и высокотехнологичная продукция выпускается в Комсомольске-на-Амуре. Президент страны специально уделил внимание в послании Федеральному собранию Комсомольску-на-Амуре. План специальный принят, который последовательно реализуется, и шаг за шагом новые позитивные изменения происходят в Комсомольске-на-Амуре. Создан ТОР под локализацию поставщиков, чтобы они могли свое производство размещать, и от этого масштаб экономики Комсомольска-на-Амуре вырос.

"Дальневосточный экспресс" запустили в московском метрополитене

– Люди в большинстве своем далеки от экономики, долгосрочных перспектив развития, инвестиций. Существует ли простой язык, с помощью которого можно рассказать о том, что реально создается сегодня на Дальнем Востоке?

– Вот для этого и проходят "Дни Дальнего Востока" в Москве, для этого мы с вами ходим здесь и все это показываем. У нас идея – и в других регионах устроить такую выставку, чтобы продвигать среди граждан России Дальний Восток, чтобы все увидели перспективы, которые там открываются. В дополнение к Восточному экономическому форуму мы решили организовать Дни Дальнего Востока в столице, потому что ведь не все москвичи могут приехать на Восточный экономический форум. Но ВЭФ – это мероприятие в основном для инвесторов, бизнеса, а здесь для всех граждан. В Москве мы даже и в метро поезд Дальнего Востока запустили, чтобы наш регион стал ближе к людям и понятнее.

— Как Вы считаете, готовы ли простые люди, дальневосточники, действовать, развивать свою территорию?

— Жизнь всегда дана для развития и совершенства, и если этот процесс останавливается, то человек, скорее, не живет, а существует. А если брать по факту, — то посмотрите у нас, например, в Приморье насколько динамичные, предприимчивые, активные люди живут! И конечно, мы рассчитываем на то, что те новые возможности, которые сегодня открываются, будут находить для себя жители Приморского края и других дальневосточных регионов.

 
По теме
 «Дальневосточное наследие» — совместный проект Управления Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу и филиала Агентства по управлению и использованию памятников истории и культур
Дорогие дальневосточники! От всей души поздравляю вас с Новым годом! По доброй традиции мы всегда стремимся встретить этот самый любимый семейный праздник в кругу самых близких людей.
Уважаемые жители Дальнего Востока! Приближается Новый год. Наверное, это самый добрый праздник в нашей жизни.
Житель г. Облучье используя Интернет, сотовую связь и почтовую связь незаконно приобрел в целях использования заведомо поддельное водительское удостоверение категории «В,В1,С,С1»,
Сотрудники уголовного розыска МО МВД России «Ленинский» в селе Калинино в ходе оперативных мероприятий в доме жителя 1975 года рождения обнаружили обрез гладкоствольного охотничьего ружья, гладкоствольное охотничье ружье,
К прокурору области на личный прием обратился мужчина в интересах двух жительниц ЕАО с жалобой на длительное расследование уголовного дела, возбужденного по факту дорожно-транспортного происшествия,
Старший помощник прокурора г.Биробиджана Анастасия Нещётная приняла участие в рассмотрении судом гражданского дела по исковому заявлению местной жительницы о взыскании компенсации морального вреда,
Старший помощник прокурора г.Биробиджана Анастасия Нещётная приняла участие в рассмотрении судом гражданского дела по исковому заявлению местной жительницы о взыскании компенсации морального вреда,
Прокуратура ЕАО
ДТП. Фото: областная ГИБДД - ИА Eaomedia.Ru ДТП Фото: областная ГИБДД Госавтоинспекция ЕАО информирует, что за прошедшие сутки на территории области зарегистрировано 11 дорожно-транспортных происшествий, в трех из которых четыре гражданина получили телесные повреждения,
ИА Eaomedia.Ru
В автономии поэтапно вводят в районах особый противопожарный режим - МЧС России Главное управление МЧС России по Еврейской автономной области на ежедневном совещании оперативного штаба по прохождению пожароопасного периода в Правительстве региона настояло на поэтапном введении особого противопожарно
МЧС России
Тематическое фото Правительство ЕАО - ИА Eaomedia.Ru Молодой специалист приняла участие в программе "Земский фельдшер" Тематическое фото Фото: Правительство ЕАО В ЕАО Валдгеймская центральная районная больница пополнилась еще одним молодым специалистом — врачом-педиатром.
ИА Eaomedia.Ru
Тематическая иллюстрация https://ru.freepik.com - ИА Eaomedia.Ru В зоне риска – люди определенных профессий, пациенты со сниженным иммунитетом и онкобольные Тематическая иллюстрация Фото: https://ru.freepik.com В марте во всем мире традиционно отмечают день борьбы с туберкулезом.
ИА Eaomedia.Ru
Управление Роспотребнадзора по Еврейской автономной области информирует об эпидемиологической ситуации по заболеваемости новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), ОРВИ, грипп среди населения области.
Роспотребнадзор
Виртуальное путешествие - Библиотека им. Шолом-Алейхема Виртуальное путешествие «Друг, с которым никогда не бывает скучно»   29.04 в рамках Недели детской книги для подготовительных групп №5 и №10 МБДОУ "Детский сад № 24" состоялось виртуальное путешествие «Друг,
Библиотека им. Шолом-Алейхема
Тематическое фото EAOMedia - ИА Eaomedia.Ru Уникальную книгу- путеводитель по областному центру издал член Союза писателей России, Почетный гражданин ЕАО Александр Драбкин Тематическое фото Фото: EAOMedia Книгу стихов "Городок, говоривший на идиш.
ИА Eaomedia.Ru