Состоялось совместное заседание Совета глав МО при губернаторе области и Совета руководителей представительных органов МСУ при парламенте ЕАО. На нем был рассмотрен вопрос о межбюджетных трансфертах муниципалитетам автономии.
Заседание прошло под сопредседательством губернатора ЕАО Александра Левинталя и председателя областного парламента Любови Павловой. В рамках общей для двух советов повестки обсуждались вопросы, связанные с формированием межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям (МО) Еврейской автономии на предстоящие три года.
Согласно докладу, подготовленному финансовым управлением правительства ЕАО, финансовая помощь поселениям, муниципальным районам и городскому округу, как и прежде, будет оказываться в двух основных формах. Это дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов МО. Общий объем помощи по этим двум направлениям в 2018 году составит 611,6 млн рублей на 2018 год. Из них почти одна треть, то есть 206,6 миллиона, уйдет поселениям, что на 13% превышает уровень текущего года. Остальные средства предназначены для районов и областного центра. Это 405 миллионов рублей. По отношению к 2017 году отмечается снижение на 8,7%, которое связано с ростом расчетных доходов районов.
Планируются и нововведения. Напомним, что в сентябре текущего года были внесены изменения в закон о бюджетном процессе в ЕАО. Поправки позволяют предусмотреть в областном бюджете на следующий год средства на стимулирование муниципалитетов, которые сумеют увеличить свои доходы на 10 и более процентов по отношению к предыдущему году. Для районов и областного центра предусматривается три призовых места, общая сумма дотаций составит 10 млн рублей. Среди поселений будет выявлена пятерка лидеров, объем дотаций для них предусмотрен в размере 5 млн рублей. Таким образом, на стимулирование муниципалитетов предлагается заложить в бюджете ЕАО на 2018 год 15 млн рублей.
Надо сказать, что не все представители муниципалитетов согласились как с общей суммой стимулирования, так и с методикой распределения средств, усмотрев в последней некий дисбаланс между размером отчислений в областной бюджет и размером возможного поощрения: для районов со значительным ростом доходов наиболее вероятен отрицательный итог.
«На встречах с руководителями органов местного самоуправления, на заседаниях, где вы присутствуете, я не раз говорила, чтобы мы вместе работали над законопроектами. Мы всегда ждем от вас предложений, замечаний пол существу, — обратилась к представителям МО Любовь Павлова. – Конечно, заложенный в проекте областного бюджета объем средств на стимулирование, механизм их распределения должны были быть согласованы с органами местного самоуправления. Но, к сожалению, как уже было сказано в ходе нашего разговора, только один район подключился к обсуждению этого вопроса. Между тем именно муниципалитеты в первую очередь должны были проявить заинтересованность, выступить с инициативами, высказать аргументы в защиту своей позиции. Надеюсь, в будущем вы проявите больше активности, причем будете не просто называть проблемы, но и предлагать свое видение их устранения».
Еще одной особенностью межбюджетных отношений в 2018 году станет заключение между финансовым управлением правительства области и муниципалитетами соглашения о предоставлении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Сразу скажем, что этот трансферт предусмотрен не для всех МО – Биробиджан, Облученское, Известковское и Бирское городские поселения в распределении дотаций не участвуют как муниципальные образования, имеющие высокие уровни налогового потенциала и бюджетной обеспеченности (определяются по специальным методикам). Соответственно, указанные муниципалитеты вышеназванный документ подписывать не будут.
Законопроект, регулирующий вопросы заключения такого соглашения, в скором времени будет внесен на рассмотрение депутатов. Само же соглашение должно предусматривать меры, направленные на стимулирование социально-экономического развития района (поселения) и оздоровление его муниципальных финансов. Одна из этих мер – программа такого оздоровления на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, которую утверждает муниципалитет. В свою очередь, программа должна предусматривать действия власти по оптимизации расходов, в том числе на муниципальное управление.
«Мы много внимания уделяем оптимизации расходов, но важна и мобилизация доходной части бюджета. Сегодня не раз было сказано, что сложно найти дополнительные источники доходов. Но, говоря об этой проблеме, мы обычно подразумеваем стандартные способы, а в кризисных условиях необходимо обращаться и к другим источникам, в том числе к тем, которые пока не получили широкое распространение в регионах. Эта рекомендация была дана и на Совете при президенте РФ по развитию местного самоуправления», — прокомментировала инициативу о заключении соглашения Любовь Павлова.
В частности, в качестве одного из примеров нестандартных источников доходов глава регионального парламента назвала инициативное бюджетирование, когда для реализации проектов в рамках вопросов местного значения привлекаются средства граждан.
«Не нужно относиться к этому скептически. Эта форма достаточно эффективно зарекомендовала себя в бюджетной практике Кировской, Тверской, Нижегородской, Тульской, Иркутской областей и ряда других регионов. Люди добровольно идут на это, когда понимают, что на их средства действительно будет реализован конкретный проект», — заявила Любовь Павлова.
Председатель Собрания также предложила внедрять практику межмуниципального сотрудничества в рамках отдельных полномочий органов местного самоуправления.
«Это тоже может помочь оптимизировать часть расходов. Понятно, что к этому нужно подходить постепенно, но, в любом случае, необходимо. Давайте вместе искать оптимальные пути решения поставленных задач», — заключила Любовь Павлова.
По итогам обсуждения вопроса о формировании межбюджетных трансфертов муниципалитетам ЕАО на предстоящие три года было принято решение совместного заседания советов глав МО и руководителей представительных органов МСУ. В нем, в частности, муниципальным образованиям ЕАО рекомендовано принять эффективные меры для мобилизации доходов, не допускать кредиторской задолженности, а в случае принятия дефицитного бюджета – предусматривать реальные источники его покрытия. Что касается программ оздоровления муниципальных финансов, то их рекомендовано разработать до 1 марта 2018 года.
Управление по связям со средствами массовой информации и информатизации