Они строили новую жизнь

"Мою бабушку Эсфир Моисеевну Герштейн в Биракане знали все. Знали в Биракане и дедушку, Якова Хаимовича, но бабушку все-таки знали больше. О ее существовании нельзя было не знать благодаря оглушительному голосу и огромному мастерству портнихи старой школы..." Это - отрывок из рассказа Александра Драбкина "Крашенки", в котором автор с любовью и грустью поведал о жизни своих родных в таежном поселке, куда забросила их судьба в довоенные годы.

И не только семья Герштейн оказалась волей судьбы, а вернее, по велению партии и правительства, в таежной глухомани. Сотни еврейских семей мощной волной переселились в Биракан в 20-30-е годы. Идиш на поселковых улицах звучал тогда, пожалуй, не реже, чем русский.

В 30-е годы на окраине поселка образовался еврейский колхоз "Най лебн" - "Новая жизнь". А так как пахотной земли вокруг было всего ничего,  отвоевывали пашню у тайги. Так что первым колхозникам пришлось не землю пахать, а лес валить и корчевать.

Председателем нового колхоза стал переселенец Самуил Ефимович Альпер, выходец из Румынии. Он почти не знал русского языка, все приказы и распоряжения отдавались на идише. По его инициативе в колхозном поселке появилась еврейская школа, но часть предметов здесь преподавали и на русском языке.

В роковом 1937-м Самуил Альпер был арестован за "вредительство". Осудили колхозного председателя на пять лет исправительно-трудовых лагерей. Реабилитировали спустя двадцать лет - "за недоказанностью обвинения". В Биракан Самуил Альпер не вернулся.

Потом председатели "Най лебн" менялись один за другим, пока колхоз не возглавил пришедший с войны фронтовик Шевель Герцович Писецкий. Семья Писецких переселилась в Биракан в 30-е годы - Шевель приехал сюда вместе с родителями из Белоруссии. Женился уже в поселке, на украинской дивчине.

Дочь Шевеля Писецкого Светлана Долгая, его внуки, правнук и сейчас живут в бывшем колхозном поселке. Родилась Светлана Шевелевна в 50-е годы, когда уже и школы еврейской не было, и самих еврейских переселенцев стало заметно меньше.

- Но колхоз "Най лебн" оставался "в живых" и был довольно крепким, зажиточным. На полях росло буквально все - и овощи, и картошка, и зерно с соей. Были фермы - молочная и свиноводческая, маслобойка своя имелась. Отца очень уважали, и сам он к людям относился уважительно, а если и ругался, то без злости, для острастки. Бывало, что и идиш употреблял, но нас, послевоенных детей, еврейскому языку уже никто не учил, - вспоминает Светлана Долгая.

Улица Колхозная, где живут потомки бывшего председателя, в конце 80-х была застроена новыми коттеджами и получила новое же название - 70 лет Октября. Жили здесь работники третьего отделения Известкового совхоза. В 60-е годы колхоз "Най лебн" стал частью этого отделения, прекратив свое существование.

Живет на этой же улице еще одна бывшая колхозница. Родилась она здесь, в Биракане. Ее бабушка Фаина и дедушка Соломон приехали сюда из Украины - тоже перед войной. Михаил, отец Александры, в жены взял русскую девушку - Евгению - они вместе работали на бумажной фабрике.

- Бабушка и дедушка очень хорошо знали идиш, а отец его только понимал. Баба Фаня хотела и нас, внуков, научить языку. Помню, как ставила она меня на табуретку, говорила слова на идише и заставляла меня их повторять. Но бабушкины уроки впрок мне не пошли, язык своих предков по отцу я так и не выучила.

Зато сельскую науку Александра изучила досконально. Родители держали большое хозяйство - коров, свиней, гусей... Колхозу тоже с детства приходилось помогать. Потом выучилась на бухгалтера и до пенсии проработала в третьем совхозном отделении.

После развала совхоза никакого другого производства в бывшем совхозном поселке не открыли, большинство людей осталось без работы. В 90-е годы здесь был полный развал, но сейчас бывшие колхозники-совхозники приспособились к суровой рыночной действительности. Собирают и продают овощи и дары тайги - вдоль трассы то и дело видишь женщин, сидящих на обочине под зонтиками. Многие мужчины работают вахтовым методом.

Колхозно-совхозные поля, где получали добрые урожаи овощей, оказались брошенными, поросли кустарниками и деревьями. От ферм и следа не осталось.

В книге "Административно-территориальное устройство ЕАО" опубликован годовой отчет колхозов Облученского района за 1936 год. Судя по отчету, в колхозе "Най лебн" проживало 123 человека, из них трудоспособных - 56. Стоимость же общественных средств производства была одной из самых больших - почти 230 тысяч рублей! Богатый, одним словом, был этот еврейский колхоз. Доход здесь получали не только от земли и скота, но и от подсобных промыслов, торговли.

Кроме колхоза "Най лебн", в Биракане до войны были организованы четыре артели, где работало много еврейских переселенцев - "Биробиджанский мрамор", "Смолокур", "Пролетарий" и "1-е Мая".

- И мрамор тут добывали, и известь выжигали, и стройматериалы производили, и бочки делали, и обувь-одежду шили, - перечисляет старейшая жительница поселка Мария Борисовна Кириенко (Теплицкая).

Она немного помнит довоенные годы - вместе с родителями  приехала сюда в 1940-м.

- Мы жили в Киеве, на главной улице города - Крещатике. Хорошо жили. Но отец решил откликнуться на призыв поехать на Дальний Восток строить Еврейскую автономию. Устроился здесь работать в бондарную артель. Работал так хорошо, что его даже на ВДНХ в Москву посылали.

В 1941-м хотели Теплицкие вернуться на родину в Киев, сели в поезд. Доехали до Амурской области, а тут сообщение - война. Вернулись обратно.

- Отец ушел на фронт, а мама с пятью ребятишками устроилась прачкой - стирала телогрейки, рабочее обмундирование, мы ей помогали как могли, - вспоминает Мария Борисовна.

Борис Беркович и Раиса Моисеевна Теплицкие вырастили хороших детей, дали им образование.

Замуж Муся Теплицкая вышла за украинца Николая Кириенко, выходца из Белоруссии. Одно время жили в Биробиджане, она работала инструктором по обучению на текстильной фабрике. А когда фабрику закрыли, решили вернуться в Биракан. Жители поселка вспоминают, какой активной была Муся-Мария - четыре раза избирали ее депутатом поссовета, была она и председателем административной комиссии, активно работала в ветеранской организации.

Будучи девчонкой, гуляя по главной улице поселка - Сталинградской (теперь Вокзальная), видела Мария, как везли на телегах к вокзалу раскулаченных, среди которых были и так называемые сибирские евреи, которых сослали на Дальний Восток. Здесь, в Биробиджане, сосланные смогли также хорошо наладить свой быт, за что снова были наказаны - богатых советская власть не любила.

Живет Мария Борисовна в единственной в поселке пятиэтажке. Сама болеет, из дома не выходит, а Николай Михайлович, которому уже за 80, еще обрабатывает дачу, ухаживает за больной женой.

В этой же пятиэтажке, в соседнем подъезде, проживает Нина Викторовна Шестакова (Пожарник).

- Моя бабушка Эстер Кивовна в колхозе "Най лебн" свинаркой работала. Привесы получала такие высокие, что ездила в Москву на ВДНХ, - рассказывает женщина. - Дедушка, Койфман Койфманович, тоже работал в колхозе, но в 34 года заболел и умер. Маму звали Двойрой, она бабушке на ферме с детства помогала, потом сама в колхозе работала. Растила нас мама с сестрой без отца, жили мы очень бедно. Замуж я вышла за кульдурского парня, сестра Клава свое счастье в Верхне-Буреинском районе нашла, а потом они в Биракан вернулись.

Сама Нина Петровна тоже Биракан покидала - семь лет прожила в Израиле.

- Хорошо там, я благодарна этой стране за гостеприимство, но дом есть дом - буду доживать свой век здесь.

Осталась верной родному поселку и Валентина Срульевна Жиганова (Гликштейн). Живет она с мужем Александром Кузьмичем на улице    Вокзальной. Той самой, по которой везли раскулаченных и репрессированных в 30-е годы. Родители Валентины - Степан Соломонович и Татьяна Шлемовна - переселились в Биракан из Кульдура, а в Кульдур приехали из Украины.

- Семья была многодетной, но отец - он в торговле работал, нас оставил, полюбил другую. И мама подняла нас - всех пятерых, белье и день и ночь стирала. Я торговую школу закончила, в рыбкоопе продавцом была, завскладом.

А улица наша дружной была после войны, веселой. И не смотрели, еврей ты, русский или татарин.

- А идиш после войны можно было услышать? - спрашиваю.

- Редко. Я тоже язык почти не знаю, хотя мама на идише говорила хорошо.

Разговариваем на крылечке летней кухни, а в это время муж и приехавший из Находки сын баню во дворе перестраивают.

- В поселке бани давно нет, почти у каждого во дворе своя. А наша подгнивать начала, - поясняет хозяйка.

Возвращаясь с Вокзальной улицы, останавливаюсь у памятника погибшим на войне бираканцам. В глаза бросаются еврейские фамилии. Есть фамилии евреев-бираканцев и в областной Книге Памяти - Мартирологе. Причем пострадали от репрессий в основном простые рабочие и артельщики. Павел Берлинский был сторожем в артели "1-е Мая", Герш Канторович и Хаим Левин - сапожниками, простыми рабочими были Иосиф Розенблит и Абрам Холоденко. Но есть в списке фамилии бывшего председателя артели "1-е Мая" Эфраима Рашина и руководителя артели "Пролетарий" в 30-е годы Мойши Медведя. Рашина в 1938 году расстреляли, Медведя оправдали. Расстреляли в том же 1938-м и сапожника Хаима Левина.

После войны от былых артелей почти ничего не осталось, зато заработала бумажная фабрика, которой много лет руководил Ванштейн (имя никто не смог вспомнить).

В 80-е годы евреев в Биракане было еще довольно много. "Сюда даже спектакли из Биробиджана привозили на идише", - говорят жители.

Вспоминали Дору Абрамовну Малину, бывшую Золотаревскую, учителя-географа Юрия Смолянского, учительницу русского языка Цилю Ильиничну Левитан и ее брата Якова, супругов Талисвейбер и их большую семью, в которой было девять детей...

Почему именно Биракан стал местом массового переселения евреев? Я хотела найти ответ на этот вопрос в самом Биракане, но, пообщавшись с детьми и внуками переселенцев, поняла одно - страна и вновь образованная область захотели развить экономику таежной глубинки с помощью евреев-переселенцев. И это получилось. Долгое время, вплоть до 90-х годов, Биракан был одним из самодостаточных и экономически развитых поселков ЕАО, где была и хорошая "социалка" - больница с амбулаторией, налаженная служба быта и многое другое. К началу 90-х здесь жило 3100 человек. Сейчас осталось меньше двух тысяч.

Очень хотелось заглянуть в музейный уголок истории поселка, но нет, оказывается, такого в Биракане. И только в семейных альбомах сохранились фотографии первых переселенцев. А еще - на надгробных плитах двух поселковых кладбищ. На одном из них покоится Шевель Герцович Писецкий, последний председатель колхоза "Най лебн".

На снимках: Последний председатель "Най лебн" Шевель Писецкий; Дочь Шевеля Писецкого  Светлана Долгая с внуком Денисом; Валентина Жиганова (Гликштейн); Мария  Кириенко (Теплицкая) с мужем Николаем; Нина Шестакова (Пожарник); Александра Лештаева (Гнип).

Фото автора и из архива Светланы Долгой.

Автор благодарит Галину и Александра Солтус за помощь в подготовке материала.

 
По теме
160 лет исполнилось с. Ленинское ЕАО - РИА Биробиджан 160-летие отметило село Ленинское ЕАО. С круглой датой жителей райцентра поздравил губернатор области Александр Левинталь.
22.09.2018
 
Проверку по факту пропажи подростка в лесу проводят следователи ЕАО - РИА Биробиджан Следователями следственного отдела по Облученскому району следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Еврейской автономной области начато проведение процессуальной проверки, в порядке ст.ст.
19.09.2018
Штраф свыше 600000 рублей - Прокуратура ЕАО Прокуратура г. Биробиджана  провела проверку исполнения законодательства  о контрактной системе, по результатам которой  в деятельности  ГП ЕАО «Облэнергоремонт» выявлены нарушения закона.
20.09.2018
В ЕАО сохранен возраст для региональных льгот и компенсаций - Законодательное Собрание ЕАО Сегодня в ходе очередного заседания парламент области принял в окончательной редакции пакет законов, которые позволят предоставлять жителям ЕАО региональные льготы не по статусу пенсионера,
21.09.2018
 
 
День рождения Дворца: наградами и подарками отметили 55-летие «храма культуры» в Биробиджане - РИА Биробиджан Дворец культуры Биробиджана отметил 55-летие. Весомой дате посвятили выставку фотографий, концерт и вечер воспоминаний, которыми со зрителями по воле сценариста и режиссера поделились даже стены здания,
22.09.2018 РИА Биробиджан
«Проклятие монахини», «Простая просьба», «Лондонские поля» – новинки кинопроката в кинотеатре «Родина» в Биробиджане - РИА Биробиджан С 20 сентября в биробиджанском кинотеатре «Родина» стартовал показ новинок кинопроката «Проклятие монахини» (16+), «Простая просьба» (18+), «Лондонские поля» (18+), сообщает корр.
21.09.2018 РИА Биробиджан
За призы боролись четыре команды. Участникам каждой из них необходимо было придумать название и представить свою сборную на торжественном открытии мероприятия, сообщает корр.
20.09.2018 РИА Биробиджан
Он был легендой эпохи З0 августа не стало всеми любимого артиста, который был, вне всякого сомнения, легендой и советской, и постсоветской эпохи.
19.09.2018 Биробиджанер Штерн
Школа КВН: Готовимся к Игре! - Molodezh79.Ru 20 сентября в Центре «МОСТ» состоялась Школа КВН, организованная Общественным представительством Российского Союза Молодежи в Еврейской автономной области.
21.09.2018 Molodezh79.Ru
Фото Олега Черномаза Теплая встреча Команда ЕАО вернулась сО Всероссийского физкультурно — спортивного фестиваля инвалидов «Пара-Крым – 2018» с наградами В этом году участниками яркого спортивного события стали
19.09.2018 Биробиджанер Штерн
160 лет исполнилось с. Ленинское ЕАО - РИА Биробиджан 160-летие отметило село Ленинское ЕАО. С круглой датой жителей райцентра поздравил губернатор области Александр Левинталь.
22.09.2018 РИА Биробиджан
Представители Общероссийского народного фронта в Еврейской автономной области провели осмотр территории общественного пространства в поселке Смидович,
20.09.2018 ОНФ в Еврейской автономии