Он не остался должником

Фото: www.gazetaeao.ru

Фото с сайта lasttango.ru

К 80-летию Владимира Высоцкого

У нас в 50 – 60-х годах исполнение песен поэтом со сцены  казалось пошлостью, унижением облика поэта. Да, да — было и такое. И многие серьёзные литераторы, как, например, Твардовский, не знали песен Окуджавы и были возмущены самим фактом появления на сцене поэта с гитарой. Правда, позже Твардовский изменил своё мнение на этот счёт.

Так что творчество Владимира Высоцкого появилось не на пустом месте

Доверие

Все настоящие артисты и поэты обязаны своим становлением и признанием самим себе. Но почти всегда кто-то заметил их в самом начале творческого пути, протянул руку, открыл новые возможности. Феномен Высоцкого в том, что он создал, сотворил себя совершенно самостоятельно, вопреки всем общепринятым вкусам и традициям. Он создал мир, в который жизнь вошла такой, какая она есть.

Хотя прошло уже достаточно лет, но думается, что мы и сейчас ещё не представляем всех масштабов такого явления, как Высоцкий.  И хотя трудно определить его значение какими-то словами, но больше всего подошло бы слово «доверие». Люди испытывали к нему доверие, знали, что он не выдаст, не продаст и не соврёт. Для людей естественно желание видеть рядом с собой правду. Может, это слишком простое объяснение, но вот  что писал один из его почитателей: «Высоцкий был человеком необходимым. О нём можно было думать или не думать. Но мысль, что он есть, давала какую-то постоянную надёжную радость».

      Жить по правде

Что  же такое  «правда Высоцкого»? Это не что-либо противоположное  общепринятому и разрешённому,  а просто то, что есть на самом деле.  Ведь все его герои: работяги, фронтовики,  возвращенцы из мест не столь отдалённых, геологи, лётчики, обыватели, колхозники — все они существовали в реальной действительности. Но кто их воплощал в искусстве в их истинном виде?  И вот страна, которая  по большей части из таких вот людей и состояла, узнавала себя в его балладах, притчах, сатирических песнях и признавала его своим.  Люди простодушно были уверены, что он и в танке горел, и в штрафбате воевал, и сидел, и шоферил на Колыме:

 

Протопи ты мне баньку

по-белому —

Я от белого света отвык.

Угорю я, и мне, угорелому,

пар горячий развяжет язык.

 

Протопи ты мне баньку,

хозяюшка,

Раскалю я себя, распалю,

На полоке, у самого краюшка,

Я сомненья в себе истреблю.

Разомлею я до неприличности,

Ковш холодный и всё позади.

И наколка времён

Культа личности

Засинеет на левой груди.

 

Но дело не в простодушии и не в том, что мы о Высоцком до времени ничего не знали. А в том, что хотя у нас кумиров всегда было и есть  достаточно, но никого и никогда народ не отождествлял с собой и со своей судьбой. Высоцкий не был таким, как мы, он не был похож на нас,  но он всегда был одним из нас.

И вот этот феномен его творчества, мне думается, можно было бы сравнить только с таким явлением, как песни, написанные во время Великой Отечественной войны. Когда, рядом со смертью, советские люди ощущали себя, как нацию, как народ, а не как «население». У русского человека велика потребность в любви и жалости, поскольку редко он  это ощущал по отношению к себе. Потому что нужна нам и иллюзия братского счастья, и соборная радость нужна. Вот такая наша особенность.

При всём сарказме, при всей беспощадности к злу, Высоцкий в поэзии был верен тому, что было  сказано  Пушкиным: «Милость к падшим призывал» и Достоевским: «Не изгоняйте жалость из нашего общества. … без жалости оно развалится».

Национальный поэт

Есть такое понятие, как «русская национальная культура» и есть понятие «мировая культура». И  частью мировой культуры становится только то, что имеет глубокие национальные корни. Весь мир не преклонялся бы перед Толстым и Достоевским, если бы они не были настоящими русскими писателями. Мы бы не зачитывались Марком Твеном, если бы его книги не были чисто американскими.

Конечно, у каждого свой удельный вес в истории отечественной и мировой культуры. Но то, что сделал здесь, на нашей земле Высоцкий, это часть нашей национальной культуры, а потому может быть и той частью мировой культуры, которая составляет нравственный воздух человечества.

Песни Высоцкого без малейшей помощи средств массовой информации и без  профессионально изданных звукозаписей разлетались по всей стране. Он не обличал и не звал  к низвержению  чего-либо, он просто кричал свою спешную поэзию, которая казалась совершенно импровизированной, и этот крик висел над всей страной.

 

Чуть помедленнее, кони,

Чуть помедленнее!

Не указчики кнут вам и плеть.

Но что-то кони мне попались

Привередливые,

И дожить не успеть,

И допеть — не успеть…

 

Его песни были народными, и он был народным артистом, и ему не нужны были никакие звания и удостоверения, чтобы доказать это.  Конечно, ему нужно было официальное признание властей, и он страдал от его отсутствия, но нам это было тогда непонятно.

Высоцкий создал совершенно неповторимый жанр – жанр личности, и имя этому жанру – он сам.   В этом его жанре в равной доле присутствуют все компоненты: голос, гитара и стихи. И это делало жанр уникальным. И вот этим самым он поставил нас в очень трудное положение.

С одной стороны его песни  настолько любимы народом и настолько его самого любят и уважают, что грех не исполнять их.  С другой что-то сопротивляется тому, чтобы их исполнять перед большой публикой. И не потому, что получится хуже, а потому, что… всё будет не так.

Наверное, это больше касается профессиональных музыкантов. А мы слушали Высоцкого и пели его песни!  Запрета как такового на это не было, но было неодобрение. Первые песни, которые до нас дошли, это были песни, навеянные дворовой романтикой, его смешные песни-сказки.

Его грубость в выражениях слегка отталкивала, но песни завораживали своей непохожестью ни на что и ни на кого. И ещё притягивало что-то, что я себе тогда не могла объяснить. А на самом деле это была точность слова. А вот то, что мы стали слушать позже, имело уже совсем иное значение для нас. Это были песни о войне, о дружбе, о верности. Это его неожиданно тихие песни о любви, в которых целый мир, космос, библейские размах и эпичность:

 

Когда вода Всемирного потопа

Вернулась вновь

В границы берегов —

Из пены уходящего потока

На сушу тихо выбралась Любовь,

И растворилась

В воздухе до срока,

А срока было сорок сороков…

Эти стихи ещё в конце 1980-х вошли в число лучших стихов о любви русской поэзии. И навсегда в нём останутся.

Такая жизнь мне по сердцу

Высоцкий был прекрасным актёром театра и кино. Он мог ничего не петь на экране, и всё равно зал в любом образе, в любом перевоплощении воспринимал его не просто как хорошего актёра, но как «того самого Высоцкого», создателя особого мира, ударяющего в сердце.

Бунтарский дух его песен, хотя и не звал к какой-то открытой борьбе, всё же поселял в наших душах какие-то единицы сопротивления. От его хриплого рыка шла сумасшедшая энергетика. Но главное было не в этом, а совсем в другом. Сопротивление было внутренним. Когда сопротивляешься сам себе:

 

Я не люблю,

Когда мне лезут в душу,

Тем более, когда в неё плюют…

Я не люблю манежи и арены —

На них мильён

Меняют по рублю…

Пусть впереди

Большие перемены —

Я это никогда не полюблю .

 

Когда понимаешь, что можешь сделать хуже себе, но делаешь так. И кто знает, может быть, какую-то часть мелочных, подленьких поступков я не совершила как раз благодаря и этим единицам Высоцкого, в том числе. Вот и получается, что он напротив был сдерживающим рычагом. Зато какой испытываешь нравственный комфорт от того, что устоял. И знаешь, за что себя уважать можешь…

Сам он не был безгрешным, но был готов к честному ответу перед Всевышним. Последние две строки, которые Владимир Семёнович Высоцкий написал 11 июня 1980 года:

 

Мне есть, что спеть,

Представ перед Всевышним,

Мне есть, чем оправдаться

Перед Ним.

 

В конце строфы стоит точка. Он этим всё сказал, ни о чём не жалел и не искал себе оправданий.

Тамара ИЛЬИНА, член Союза писателей России

ЭТО ФАКТ

По итогам опроса ВЦИОМ, проведённого в 2010 и 2018 годах, Владимир Высоцкий занимает второе место в списке «кумиров XX века» после Юрия Гагарина.

Опрос, проведённый фондом «Общественное мнение» в середине июля 2011 года, продемонстрировал, что абсолютному большинству (98 %) россиян знакомо имя «Владимир Высоцкий», а около 70 % считают его творчество важным явлением отечественной культуры XX века.

 
По теме
Кумир ХХ века - Биробиджанер Штерн Фото  автора Памяти поэта и артиста Владимира Высоцкого была посвящена встреча  «У камина» – клуба при Литературном музее Биробиджана Недавно газета «Аргументы и факты» опубликовала результаты опроса,
07.02.2018
«Не боялся ни слова, ни пули…» - Биробиджанер Штерн 25 января поэту, барду, актеру Владимиру Высоцкому, чье творчество по-прежнему остается востребованным, потому что для него не существует временных рамок, исполнилось бы 80 лет.
31.01.2018
 
Фестиваль романса - Городской Дворец Культуры Возраст:12+ Место проведения: Зал ГДК Положение и заявка участника (смотреть здесь)
17.10.2018
 
Творчество Солженицына А.И. - Городской Дворец Культуры Начало:16:00 Возраст:16+ Стоимость:Вход свободный Место проведения: Зал ГДК 25 октября в зале городского Дворца культуры состоится вечер посвященный творчеству Солженицыну Александру Исаевичу.
17.10.2018
Фестиваль романса - Городской Дворец Культуры Возраст:12+ Место проведения: Зал ГДК Положение и заявка участника  (Смотреть здесь)
17.10.2018
Наркокулинара застали за изготовлением зелья полицейские ЕАО - РИА Биробиджан 19 октября, РИА Биробиджан. Прервали занятие зельеварением. Сотрудники полиции задержали жителя поселка Смидович во время изготовления вещества зеленого цвета со специфическим запахом, сообщает корр.
19.10.2018 РИА Биробиджан
17 октября, РИА Биробиджан. Трансляция телеверсии концерта «Авторадио: 25 лет – LIVE!» вошла в ТОП-3 самых популярных музыкальных программ, которые транслировались на ТВ в период с 1 по 7 октября 2018 года.
17.10.2018 РИА Биробиджан
16 октября, РИА Биробиджан. В посёлке Теплоозерск Облученского района Еврейской автономной области в рамках проекта развития моногородов РФ впервые прошел областной турнир по мини-футболу.
16.10.2018 РИА Биробиджан
16 октября, РИА Биробиджан. Турнир по художественной гимнастике на призы губернатора Еврейской автономной области прошел на стадионе «Дружба» в Биробиджане.
16.10.2018 РИА Биробиджан
Собранные следственными органами Следственного комитета РФ по Еврейской автономной области доказательства признаны судом достаточными для вынесения приговора в отношении бывшего заместителя главы администрации муниципаль
19.10.2018 Следственный комитет
Депутат Госдумы от ЕАО: Перевозки пассажиров снова станут лицензируемыми - РИА Биробиджан 19 октября, РИА Биробиджан. Государственная Дума в окончательной редакции приняла закон, ужесточающий требования к владельцам автобусов, которые осуществляют перевозки пассажиров под видом заказных и для собственных нужд.
19.10.2018 РИА Биробиджан
БИРОБИДЖАН, 18 октября, «Город на Бире» – В связи с проведением промывки системы горячего водоснабжения и для улучшения качественных характеристик горячей воды с 9-00 24 октября 2018 года до окончания работ 26 октября 20
18.10.2018 GorodnaBire.Ru
Преступление было совершено в одной из аптек областного центра В дежурную часть МОМВД России «Биробиджанский» поступило заявление от местного жителя о том, что в аптеке по ул.
18.10.2018 УМВД Еврейской автономной области