Оказывается, в Биробиджане проводили хупу еще во времена СССР
В начале апреля, когда еврейский календарь показывал нисан 5777 года, в областном центре состоялось событие, ставшее значимым для всего нашего региона, – первая свадьба, проведенная по всем канонам иудаизма. «Во всяком случае, – отметил раввин ЕАО Эли Рисс, – никаких документов, свидетельствующих, что в области хоть раз официально проводилась эта церемония, у нас нет».
http://www.gazetaeao.ru/hupa-po-birobidzhanski/
Молодожены Вячеслав Штейнберг и Ирина Шлифер
За торжественным и очень красивым событием наблюдали не только родственники и друзья молодоженов, но и местные журналисты. После выхода свадебной публикации в «БШ» к нам в редакцию обратился биробиджанец Ефим Шмайн. Он рассказал, что в областном центре уже проходила хупа, и было это почти тридцать лет назад – в 1988 году (5749-м по еврейскому календарю). Последовать традициям предков и пойти под хупу пожелали тогда Вячеслав Штейнберг и Ирина Шлифер. Ефим Григорьевич предоставил и доказательства, подтверждающие, что в Биробиджане, в деревянной синагоге на Маяковского, проводили хупу еще в советское время.
В нашем распоряжении оказались копии ктубы – брачного контракта, написанного от руки раввином Эли Спектором, проводившим церемонию, а также публикации газеты «Биробиджанер штерн» под названием «Мир гэйэн цу дэр хупэ» – «Мы идем под хупу».
Раввин Эли Спектор проводит хупу«Оба молодые и красивые, – сообщает читателям автор статьи Нина Воронина. – Она – в белом свадебном платье, он – в строгом черном костюме. Согласно традиции, жених и невеста передают зажженные свечи – символ семейного гнезда – родственникам» .
Далее журналист вкратце описывают саму церемонию. Почему-то порядок и трактовка каждого совершаемого обряда приводится не совсем верно. Например, Нина Воронина отмечает, что «войдя в синагогу, жених разбивает на счастье бокал». На самом деле стеклянный бокал разбивает в завершении хупы уже муж (поскольку перед этим новобрачных официально объявляют супругами). Проводится эта часть церемонии в память о разрушении Храма. Далее автор публикации пишет: «Жениха и невесту ведут под хупу и там они обмениваются кольцами». По еврейским законам жених надевает невесте на указательный палец золотое кольцо со словами «Ты посвящаешься мне этим кольцом по закону Моше и народа Израиля». Сам же он кольца не надевает. Затем, как написано в статье, жених и невеста трижды обходят вокруг хупы – в знак их долгой и счастливой совместной жизни. На самом же деле под хупой обходит вокруг жениха невеста с сопровождающими, и делает она это семь раз.
«Ритуал бракосочетания завершается подписанием брачного контракта» , – пишет Нина Воронина. И это тоже неверно. Ктуба подписывается в самом начале хупы, а после надевания кольца невесте брачный договор вслух читает раввин и торжественно передает его ей на хранение.
Есть и еще один момент, который заметил раввин Эли Рисс:
– Ктуба подписана лишь одним свидетелем, а необходимы подписи двух свидетелей.
В целом же, по словам раввина, ктуба составлена и написана грамотно. А имя свидетеля, поставившего на ней подпись, известно многолетним читателям «Биробиджанер штерн» – Шнеер Коник был нашим многолетним автором, сотрудничал с местными литераторами, выполняя для них подстрочные переводы с идиша.
Вечером свадебное гулянье продолжается застольем, главным блюдом на котором была фаршированная рыба. «Свадьба идет полным ходом, а я думаю о том, как счастливы люди, имеющие возможность вернуться к своим традициям. А еще я думаю о том, что не надо этого бояться, потому что по-настоящему счастлив может быть лишь тот, кто знает и любит историю своего народа, кто чтит его традиции» , – делится мыслями Нина Воронина.
Кстати, как указано в газете, гонорар за эту публикацию автор перечислила на строительство памятника Шолом-Алейхему. (Тогда, напомним, в Биробиджане проводился конкурс на лучший эскиз памятника классику литературы на идише. Было представлено более двадцати интересных работ, но реализовать эту идею в областном центре в те годы так и не удалось).
http://www.gazetaeao.ru/sholom-alejhem-v-skulpture/
Непосредственный участник церемонии Вячеслав Штейнберг, который сегодня живет в Германии, поделился с читателями «БШ» воспоминаниями о своей хупе.
– Вячеслав, расскажите, почему вы решили следовать еврейской традиции и отказались от светской свадьбы?
– У нас была и светская свадьба. Но именно церемония хупы до сих пор осталась в памяти. Это было то, чего так не хватало в Еврейской автономной области – ведь в советские годы были утеряны почти все традиции еврейского народа.
Поэтому идея проведения хупы для меня означала хоть каким-то образом стать ближе к своим корням, к своему народу. Быть может, на решение пойти под хупу повлияло и то, что мой папа Яков Хазкелевич работал тогда в газете «Биробиджанер штерн». И почти вся семья моей жены – дед, бабушка, мама и она сама – трудилась в редакции «БШ», говорила на идише, играла в еврейском театре. На сегодняшний день носителей языка идиш в ЕАО остались единицы – например, моя тетя Рива Хазкелевна Шмайн.
Сегодня в синагоге на Маяковского, которая была центром биробиджанской еврейской общины «Бейт Тшува», не осталось никого из прежних служителей или прихожан, но пользуясь случаем, хочу еще раз сказать, как я им всем благодарен – всем тем, кто помог нам вспомнить традиции проведения хупы.
Старая синагога на ул. Маяковского, 7
Старенькая синагога на улице Маяковского вмещала в себя, наверное, не более двадцати человек. Помню, что раввин, а также помогавшие ему прихожане, волновались не меньше нас. Они старались соблюсти все традиции, последовательность и правильность церемонии. Пригласили мы лишь самых близких людей. Все было просто, но очень торжественно.
– Вячеслав, как отнеслись к идее проведения хупы родные и гости?
– Никто нас не отговаривал, противников не было. Напротив, многим было интересно – никто не знал тогда, что это за церемония.
– Откуда прибыл раввин, который проводил церемонию?
– Честно говоря, точно не помню – по-моему, он был местным. К моему великому разочарованию я, еврей, проживший в Еврейской автономной области тридцать один год, не могу сам прочитать ктубу. Сегодня я бы с удовольствием послушал идиш, изучил иврит.
– До или после вашей хупы проводились ли другие традиционные еврейские свадьбы в Биробиджане?
– Насколько я знаю, моя хупа была первой, поэтому так волновались прихожане синагоги. Я думал, что с нашей хупы возродится традиция проведения еврейских свадеб в Биробиджане. Могу точно сказать, что до сентября 1994 года, когда я с семьей покинул страну, больше в Биробиджане не было ни одной хупы.
Хочу обратиться к молодым евреям, которые решат проводить хупу. Знайте, это событие останется навсегда в вашей памяти в отличие от светского дворца бракосочетания с маршем Мендельсона и работником ЗАГСа, который за день произносит десятки раз одно и то же – работа у них такая. Память стирает такие события, как проходящие. Не забывайте о своих корнях, поддерживайте традиции нашего народа и проводите хупу.
Что ж, на днях стала известна точная дата второй (или третьей?) хупы в Биробиджане. Она пройдет 11 июня. Читайте о ней в нашей газете.