С глубокой древности числа играют важную и многогранную роль в жизни человека. Много внимания уделяется числам и в иудейской традиции.
Интересно, что у евреев не бывает плохих чисел, все они – однозначно хорошие. Правда, некоторые из них еще и немного особенные
3
Еврейский философ Франц Розенцвайг считал «три» основополагающим числом мироздания. По его мнению, существуют три основные философские проблемы – Б-г, мир и человек, и только иудаизм способен связать их в единое целое с помощью шестиконечной «Звезды Избавления» – Маген Давида. Число «три» воплощает в себе идею устойчивости, неизменности. Вопреки тому, что в мире все меняется, есть фундаментальные, вечные принципы – те, у которых нет возраста и которые всегда были, есть и будут. Поэтому у евреев именно три праотца: Авраам, Ицхак и Яаков.
Самое любопытное еврейское высказывание, связанное с тройкой, содержится в трактате Шаббат: «Благословен Вс-вышний, который дал тройное Учение тройному народу посредством третьего в третий день в третьем месяце». Тройное Учение – это три части Танаха (Тора, Невиим и Ктувим), тройной народ – это три составляющие еврейского народа (коэны, левиты и простые евреи), третий – это Моисей (он был третьим ребенком в семье), а третий месяц – это сиван.
Число «три» в иудаизме также означает синтез, сочетающий две противоположные и как бы взаимоисключающие основы в единое целое. Например, считается, что из трех праотцов еврейского народа именно третий – Яаков – совместил в себе противоположные качества предшествовавших ему Авраама и Ицхака.
6
Несмотря на всеобщую боязнь шестерок, в иудаизме число «шесть» не только не опасно, но и является одним из самых «счастливых чисел», обозначающих благословение Небес. В библейской книге «Рут» сказано, что Боаз дал Рут шесть колосьев ячменя. Объяснение этому есть в Талмуде – Боаз таким образом «намекал» Рут, что в числе ее потомков будет шесть праведников, каждый из которых будет благословен шестью благословениями. Не случайно, на иврите число «шесть» обозначается прямой линией, проводимой сверху вниз. Мудрецы говорят, что, когда евреи были в Египте, еврейские женщины рожали шестерни – такой еврейский «демографический взрыв» был результатом благословения Небес. Именно по этой причине число евреев в пустыне составляло около 600 тысяч на протяжении десятков лет.
7
Семерка встречается в еврейской традиции чуть ли не чаще всех остальных чисел вместе взятых. Г-сподь сотворил семь уровней небес, Шаббат – седьмой день недели, семь дней празднуют Песах и Суккот, менора – храмовый светильник с семью ветвями, семь праздников в еврейском году. Подобных примеров в иудаизме множество. Все они связаны с устройством Высших миров, принципами их взаимодействия и Небесным Управлением ими. Число «семь» символизирует духовный аспект реальности. Любой материальный предмет ориентирован по шести векторам – на запад, восток, север, юг, вверх и вниз. Центром этой пространственной фигуры является седьмая точка – центр. Так, шесть дней творения мира завершились седьмым днем – субботой, и это придает смысл человеческому существованию в течение всей недели.
Мидраш рассказывает, что седьмой день предстал перед Вс-вышним и спросил, почему только у него нет пары. На что получил ответ: «Народ Израиля станет тебе парой». Еврейский народ является как бы восьмым творением (парой седьмому дню), и это еще более усиливает его связь с Торой, которая была дана на восьмой день.
8
Если число «семь» представляет духовную реальность естественных вещей и событий, то восемь – чудо, сверхъестественную реальность, противоречащую естественному развитию событий.
Заповедь обрезания символизирует союз между Б-гом и еврейским народом, истоки которого лежат за пределами естественного, поэтому брит-милу совершают, когда младенцу исполняется восемь дней. Восемь праздничных дней Хануки – тоже не случайность. Они свидетельствуют о чуде победы горстки плохо вооруженных повстанцев над многочисленным и сильным врагом, о чуде, случившемся с кувшином масла, которое горело в обновленной храмовой Меноре на протяжении восьми дней. Смысл чуда – не в военной победе над врагом, а в победе над греческим мировоззрением, отрицавшим возможность сверхъестественной реальности и приводящим к философии неверия.
10
Вс-вышний определил показатель Высшей цельности и абсолютности, и это – число «десять». Оно – основа устройства мира, включая и высшие духовные миры, основа каждого явления, без исключения. Число «десять» символизирует данность, а не процесс, Высшую гармонию и абсолютную цельность. Именно поэтому, согласно закону Торы, ни семь, ни восемь, ни даже девять праведников никогда не смогут составить миньян. Но десять «простых» евреев – это миньян. Святость – это высшая духовная данность, а ее олицетворяет число «десять».
12
Первое, что приходит на ум, – это двенадцать Колен Израилевых, от которых пошел весь еврейский народ. Однако это далеко не единственное, почему именно это число считается одним из самых важных для евреев.
В еврейских историях и легендах, помимо двенадцати сыновей Яакова, было двенадцать плодов Древа Жизни, двенадцать врат Небесного Града, двенадцать лепешек на столе Храма, изображавших месяцы года, драгоценных камней в нагруднике первосвященника Аарона и, соответственно, на традиционном облачении коэна. Звезда Давида, символ евреев всего мира, имеет двенадцать углов, а Первый Храм делился на двенадцать частей, по числу колен израилевых. И, что примечательно, совершеннолетие (бат-мицва) у еврейских девочек, хранительниц традиций и знаний, наступает именно в двенадцать лет.
В еврейской традиции это число избранных. Оно представляет организацию космоса, зоны небесного влияния и общепринятый цикл времени, соответствует изобилию, законченности и целостности сущего. Потому неслучайно каждая книга из Торы делится именно на двенадцать глав, тем самым показывая глубочайшую связь не только между еврейским народом и Вс-вышним, но и между всеми поколениями.
13
Тринадцати равна гематрия (числовое значение) слова «эхад», что в переводе с иврита означает «один», «единый». В этом, согласно еврейской традиции, – напоминание о том, что Вс-вышний Един, нет никого, кроме Него. Это число намекает также на такую гармонию, когда все составляющие становятся одним целым. Поэтому в еврейском народе было тринадцать колен (если считать также колено Леви) – у каждого колена была своя особенность, но, в конце концов, все они составляли один еврейский народ.
Ту же гематрию – «тринадцать» имеет и слово «ахава» – «любовь». И это тоже неудивительно, поскольку суть любви именно – единение.
По материалам сайтов www.evrey.com и toldot.ru