Покупая детские товары, каждая мама хочет, чтоб они были не только красивыми, но в первую очередь качественными и безопасными для ее малыша.
В соответствии со статьей 5 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар был безопасен для жизни, здоровья потребителя, Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара для жизни и здоровья потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Изготовитель обязан обеспечивать безопасность товара в течение установленного срока службы или срока годности товара.
Если в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона РФ «О защите прав потребителей» изготовитель не установил на товар срок службы, он обязан обеспечить безопасность товара в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю.
Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара, подлежит возмещению в соответствии со статьей 14 Закона «О защите прав потребителей».
Если для безопасности использования товара необходимо соблюдать специальные правила, изготовитель обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар, на этикетке, маркировкой или иным способом, а продавец обязан довести эти правила до сведения потребителя.
Не допускается продажа товара, в том числе импортного, без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в статье 5 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Как документально определить качество детских товаров и кто этим должен заниматься?
Многие родители не знают, на что нужен гигиенический сертификат, какие группы детских товаров подлежат обязательной сертификации, и поэтому боятся требовать эти документы у продавцов.
В России вся продукция, предназначенная для детей, подлежит обязательной сертификации и должна пройти санитарно-эпидемиологическую экспертизу. Покупаете ли вы детскую кроватку, коляску, ванночку, детское питание, игрушки, детскую одежду или косметику – вы должны спросить у продавца, сертифицирована ли данная продукция и имеются ли на нее соответствующие документы.
Продавец обязан предъявить копию сертификатов. Кроме того, на упаковке или же на самом товаре обязательно должен быть знак соответствия ГОСТ Р, а также номер центра сертификации, который проверил данный товар.
Если такую маркировку вы не обнаружили, то, скорее всего, товар не прошел контроля и никто не сможет поручиться за его качество и безопасность для ребенка.
В настоящее время действует технический регламент Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» ТР ТС 007/2011.
Как же отличить качественные товары от некачественных?
В одежде это, в первую очередь, скрытая отделка. Если швы неровные, плохо простроченные, а их края не обработаны, то можно сказать, что вещь плохая и прослужит недолго. Но даже при хорошем качестве обработки швов обязательно нужно обратить внимание на материал, из которого изделие выполнено. Насторожить должны неестественно яркие цвета: велика вероятность, что при окрашивании ткани были использованы красители, содержащие ядовитые вещества.
При выборе обуви особое внимание надо уделить внутренней поверхности: она обязательно должна быть выполнена из натуральных материалов, без грубых швов. Гибкость подошвы - обязательный признак хорошей детской обуви, при этом подошва должна быть рифленой.
Особенно сложно найти по-настоящему безопасные детские игрушки. Ведь они влияют на правильное формирование личности, поэтому, помимо безопасности для физического здоровья, игрушки должны соответствовать возрасту ребенка и зоне его ближайшего развития. Качественные игрушки не могут быть чересчур интенсивно окрашены, они выдерживаются в естественной цветовой гамме. Если от игрушки исходит резкий химический запах, от ее покупки лучше отказаться. Но и приятная отдушка тоже должна насторожить, потому что игрушки пахнуть вообще не должны. Мягкие игрушки не надо стесняться проверить на прочность меха, слегка потянув за пучок ворсинок.
Что делать потребителю, если ему продан товар ненадлежащего качества? Если потребителю продан товар ненадлежащего качества, то он вправе предъявить продавцу любое требование, предусмотренное статьей 18 Закона «О защите прав потребителей», а именно:
- потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками
Требование продавцу желательно предъявить в письменной форме: для этого составляется претензия (заявление) в 2-х экземплярах (один для продавца, другой для потребителя) с указанием любого из вышеназванных требований. На вашем экземпляре продавец должен поставить отметку о принятии претензии. Если продавец не выполнил ваше требование в срок, указанный в законе, то вы вправе обратиться в суд.
Следует заметить, что продавец обязан предоставить потребителю полную и достоверную информацию о товаре на русском язык. Если этого не было сделано, то у потребителя возникает отдельное право предъявить требование продавцу о возврате денег за товар и возмещения других убытков на этом основании (см. Ст. 12 Закона «О защите прав потребителей»).