Борьба с лесными пожарами для коллектива Биробиджанской авиабазы по воздушной и наземной охране лесов дело, в общем-то, привычное. А вот бороться с другой природной стихией, противоположной огню, ему довелось впервые. Когда южные районы области в августе подверглись наводнению, почти весь состав базы, насчитывающий 100 человек, был задействован на ликвидацию последствий паводка. В село Амурзет были направлены десантники, водители пожарных машин, бульдозеристы, вездеходчики. Вместе со своей техникой они приняли активное участие в сооружении защитной дамбы, чтобы остановить вал надвигающегося на село паводка, и он не принес тяжелых, разрушительных последствий районному центру.
- В ликвидации последствий наводнения нам придется участвовать и впредь, - рассказывает руководитель авиабазы Владимир Филоненко. – В лесном фонде Октябрьского района нам передан в аренду участок для заготовки дровяной древесины для обеспечения жителей Амурзета и других сел печным топливом. Нужда в дровах нынче будет особенно острой, и мы постараемся выполнить все заявки сельчан…
Конечно, направив на борьбу с водной стихией основную часть состава, воздушная охрана государственного лесного фонда области (площадь которого превышает два миллиона гектаров) не забывает, что главная работа ожидается впереди: обычно осенний пожароопасный сезон наступает у нас в первых числах октября, и редко когда этот период обходится без массовых возгораний. Так происходило все минувшие 75 лет, когда над лесами ЕАО начали патрулировать первые самолеты Дальневосточной службы авиалесоохраны. Тогда это были летательные аппараты ПО-2. С его борта летчик-наблюдатель фиксировал очаги возгораний, оперативно передавая информацию наземной лесной службе. В 1940 году было основано Биробиджанское авиаотделение и патрулирование лесных массивов области начало осуществляться постоянно с апреля по ноябрь. А через десять лет, в 1950 году, впервые стала применяться при тушении лесных пожаров парашютно-пожарная служба, а с 1958 года во всех авиаотделениях Приамурья были укомплектованы группы десантников, которые на вертолетах, оснащенных спусковыми устройствами, доставлялись к очагам возгораний. В середине 60-х годов на территории области находились две вертолетные площадки – в Биробиджане и поселке Бира – с приписанными на весь сезон вертолетами МИ-2 и МИ-8. А патрульный самолет АН-2 базировался на летном поле вблизи села Желтый Яр. При таком оснащении летательными аппаратами парашютисты и десантники в первые же сутки, даже при самых массовых возгораниях, ликвидировали до 50% очагов огня, с остальными справлялась наземная лесоохрана.
ИДУ НА ОГОНЬ
Прыжки парашютистов с борта самолета к очагам огня или спуски десантников поближе к кромке пожара с земли напоминают цирковое шоу. На самом деле нужно быть настоящим мастером, чтобы, прыгая на тайгу, приземлиться на небольшой прогал между деревьями, а не зависнуть на вершине какого-нибудь дерева и «куковать» на нем неизвестно сколько времени. После приземления вся группа, обычно состоящая из пяти-шести человек, должна быстро собраться вместе, найти сброшенный с борта грузовой парашют, надеть ранцевые опрыскиватели с 20-ю литрами воды в каждом, взять шанцевый инструмент, одну-две бензопилы и уже потом пойти на огонь… Десантники всеми этими приспособлениями нагружаются еще до спуска с вертолета, зато на начало схватки с огнем у них уходит минимум времени. Между прочим, настоящие испытания для тех и других начинаются после ликвидации пожара. Если вблизи горевшего лесного массива нет подходящей площадки для приземления вертолета – тогда надо подготовить ее самим. А площадка для того же крупногабаритного МИ-8 – это вам не пятачок вроде автостоянки. Бывало же так, что приходилось идти сквозь тайгу по 10-15, а то и по 20 километров, чтобы выйти на лесовозную дорогу или ближнее поселение. В истории Дальневосточной авиабазы известен случай, когда группа парашютистов (вертолетов тогда в лесоохране еще не было) прошла около ста километров по горной тайге Баджальского хребта, чтобы выйти к людям. Что-то похожее знает биография и Биробиджанской лесоавиаслужбы. Бывало, что парашютисты и десантники рисковали жизнью. Как-то группа неопытных еще ребят оказалась окруженной со всех сторон несколькими пожарами, и надо было срочно выходить из крайне опасной зоны. Самим парням сделать это едва бы удалось, не будь с ними ветерана авиабазы Василия Агеева. При сильнейшей задымленности Василий Гаврилович сумел вывести группу в безопасное место. А вот в забайкальской тайге в сходной ситуации погибли пять парашютистов.
СВОЙ ПРАЗДНИК ОНИ ЗАСЛУЖИЛИ
Об этих и других эпизодах, подчас связанных с серьезными опасностями, автору этой публикации не раз рассказывали ветераны нашей авиабазы. На памяти у руководителя базы Владимира Филоненко множество подобных историй. И неудивительно: минул уже 41 год, как он начал работать в системе охраны и защиты лесов. В числе ветеранов, отдавших по нескольку десятилетий профессиональной работе лесных пожарных, - Владимир Паршакин и Валерий Дьяк, Андрей Ленкин и Андрей Николаев, Юрий Панин и Николай Яковлев, Валерий Швырев и Виктор Овчинников… К сожалению, всех действующих ныне десантников, механизаторов, летчиков-наблюдателей, а также выбывших из их рядов по возрасту ветеранов назвать здесь невозможно, так же, как и точно указать, сколько, даже не десятков, сотен тысяч гектаров лесфонда спасли они от огненной стихии, которая является самой страшной бедой для наших прекрасных ландшафтов. Отметим лишь одно важное обстоятельство. В последние три года государственный лесной фонд автономии потерял минимум от природных пожаров. Немаловажную роль в этом сыграли повысившееся в этот период оснащение авиабазы новой противопожарной техникой и более оперативное управление средствами и силами при ликвидации пожаров. И все-таки техника техникой, а главным защитником лесов области всегда был и поныне остается воздушный и наземный состав Биробиджанской авиабазы. Свой профессиональный праздник люди авиабазы, безусловно, заслужили.