Пятнадцать лет Михаил Болотин вместе с детьми изготавливал модели кораблей на уроках труда и дополнительных занятиях

Пятнадцать лет Михаил Болотин вместе с детьми изготавливал модели  кораблей на уроках труда и дополнительных занятиях
Пятнадцать лет Михаил Болотин вместе с детьми изготавливал модели  кораблей на уроках труда и дополнительных занятиях
Пятнадцать лет Михаил Болотин вместе с детьми изготавливал модели  кораблей на уроках труда и дополнительных занятиях
Пятнадцать лет Михаил Болотин вместе с детьми изготавливал модели  кораблей на уроках труда и дополнительных занятиях
Пятнадцать лет Михаил Болотин вместе с детьми изготавливал модели  кораблей на уроках труда и дополнительных занятиях
Пятнадцать лет Михаил Болотин вместе с детьми изготавливал модели  кораблей на уроках труда и дополнительных занятиях
Фото: www.gorodnabire.ru

Журналист «Ди Вох» о нелёгкой жизни и чудесных увлечениях Михаила Алексеевича Болотина.

БИРОБИДЖАН, 12 июля, «Город на Бире» – Корабли на оконных решётках идут на Восток – это всё, что можно о них сказать. Куда летят самолёты, зависшие над ними, – для прохожих совсем уж загадка. Вечером, когда в этих окнах зажигается свет, за стёклами становятся видны мощные металлические силуэты других военных судов, и таинственная квартира становится ещё более привлекательной. Многие из тех, кто годами ходит под этими окнами по своим делам, задаются вопросом: что за человек здесь живёт? Но лишь морская неизвестность служит им ответом. Хозяин – человек негромкий. Если у него не спрашивать, так он и не расскажет ничего.

Я далеко не первый, кто заинтересовался авторством железных изваяний на оконных решётках. На неоднократные звонки в металлическую дверь квартиры мне никто не ответил. Может, я и успокоился бы на этом, как другие, но по чистой случайности уже на следующий день своих поисков встретил на улице Михаила Алексеевича Болотина. Я знаю его со времён своей весёлой рабочей юности. В середине 70-х он работал главным механиком швейной фабрики и принимал у меня зачёт на присвоение второго разряда токаря. Вспомнил я и о том, что старый механик живёт на Пионерской улице, в том самом доме, где окна удивляют прохожих военными кораблями.

– Не знаете ли, Михаил Алексеевич, кто живет в первой квартире вашего дома? – спросил я его.

– Знаю, – говорит. – Я там живу.

– А корабли на окнах кто мастерил?

– Я и мастерил. Люблю корабли. Зимой, когда нет работы на даче, вожусь с ними – получаю удовольствие...


1949 год. Матрос Амурский речной флотилии Михаил Болотин.

...А потом мы вели долгие разговоры в его старенькой уютной квартире, где на всех окнах не цветочные горшки, а модели военных кораблей. Они гордо и прочно занимают здесь, кажется, всё свободное пространство: столы, полки мебельной стенки и даже её верх – подводная лодка «Щука» разместилась почти под потолком.


С легендарной «Щуки» началась и трудовая история Болотина, и его коллекция.

В детстве Миша не мечтал о морских походах и не грезил парусниками. Он мечтал наесться досыта. Мальчик 1929 года рождения был младшим из восьми детей в семье. Помнит детский сад в Комсомольске-на-Амуре, куда его отвозили на каких-то больших санях. А вот отца не помнит. Старшая сестра однажды сказала, что была такая 58-я статья, по которой людей забирали и больше их никто не видел. Вот и с отцом так же. Правда это или нет, ему доподлинно неизвестно. Некогда ему было до истины докапываться, нужно было выживать. Мама? Маму помнит. Она умерла в 35-м.

Детский дом помнит, в котором повариха тётя Паша никогда не давала ни ложки добавки. Их должны были содержать в детдоме до седьмого класса, но «выпустили в жизнь» уже после пятого – красить крыши складов «Заготзерна» в зелёный цвет. Четверо пацанов растирали зелёную краску, смешивали её с олифой и красили эти проклятые крыши. Взрослые мужики всё удивлялись, как их угораздило сюда попасть. Зарплату на предприятии не выдавали уже три месяца. И детдомовцам не дали. Зато дали холодную комнату и топчан без постели. Еды им уже не полагалось. Спасались тем, что собирали и сдавали бутылки – они во все времена стоили 20 копеек. На вырученные деньги покупали обеды в столовой.

– Я уже потом думать стал: кому это в голову пришло выпустить нас на работу, не дав закончить и семи классов?! – размышляет вслух мой собеседник. – Да ещё на восемь часов! По нынешним меркам – полный рабочий день. Взрослые во время войны работали по двенадцать. Может, тоже какие-то аферисты были... Сейчас этого уже не узнаешь.

Однажды, он не выдержал и сбежал. Жил по подвалам и как-то пришёл проситься в авиационное ремесленное училище. Лет ему для поступления было маловато, и потому он нагло врал добрым тётенькам о своём возрасте. Только медсестёр-то не особо обманешь. Велели снять штаны, а на причинном месте и намека на волосы нет... Всё равно взяли. Тут и кормить начали, и спальное место определили. Одна беда: на работу выпустили быстро.

На авиационном заводе делали оперение для самолётов. Снова холодное общежитие, недоедание – и оттого особо тяжелый подъём по утрам. Не выдержал, сбежал.

Несколько месяцев болтался по чердакам и подвалам. В те годы за такое посадить могли, и не посмотрели бы, что молод. И решил Михаил снова поступать в ремесленное училище, только уже в судоремонтное. С тех пор корабли вошли в его жизнь прочно и навсегда.

Во время войны в «ремеслухе» не столько учились, сколько работали для фронта: делали солдатские пуговицы, металлические свистки, корабли ремонтировали. Сначала крейсер «Калинин», потом крейсер «Коганович». Сейчас мало кто знает, что в Татарском проливе на минах, стоявших ещё с Первой мировой войны, подорвались две наши «Щуки». Их тоже отбуксировали в свободные доки завода, и бригады из ремесленного училища работали над ними наравне со взрослыми. О судьбе экипажей этих подводных лодок он так и не узнал. В кубриках находили лишь разорванные тельняшки. Всё, что было ценным, повытаскивали ещё до того, как лодки пришли на завод.

Уже в конце войны, в 1944 году, девять выпускников судоремонтного училища прислали на Биробиджанскую текстильную фабрику, которой по сути ещё и не было: прядильные и ткацкие станки в цехах только собирали и устанавливали. Здесь, в механических мастерских, он и остался работать слесарем. В 1946 году, перед уходом в армию, Михаила Болотина наградили медалью «За доблестный труд».

– Я ещё совсем мальчишкой был, – вспоминает Михаил Алексеевич. – У меня потом ещё семь медалей было, но эта – самая дорогая. Во времена Ельцина месяца четыре за неё гроши платили, а потом совсем перестали. Видать, Ельцин свой же указ отменил. Плохой мужик был.

В 1948-м его призвали в Амурскую речную флотилию. Четыре года служил на бронекатере, а когда вернулся из армии, снова пришёл на фабрику. Товарищи Михаила по «ремеслухе» с фабрики давно сбежали, а ему бежать было некуда и надеяться не на кого.


Некоторые модели ещё и с электрической подсветкой.

Работал слесарем. Когда окончил семь классов вечерней школы и механический техникум, стал мастером, а после – и главным механиком фабрики.

Попутно преподавал труды в подшефной девятой школе. Идея эта была не его, а Эдуарда Ивановича Векэссера, тогда ещё даже не директора, а главного инженера фабрики. Он сначала поручил Болотину оборудовать школьную слесарную мастерскую, а уж после и преподавать там заставил, ну или попросил, что, в общем-то, одно и то же.

В самом начале 80-х Михаил Алексеевич уволился с фабрики и пошёл учителем труда в первую биробиджанскую школу. Зачем? Корабли делать захотел. Вот эти самые корабли. А совмещать работу и моделирование проще всего было в школьных мастерских.

Пятнадцать лет он вместе с детьми изготавливал модели этих морских красавцев на уроках труда и дополнительных занятиях! Чертежи брал из журнала «Техническое моделирование». Стопки этих журналов по сей день бережно лежат в шкафу, дверцы которого украшены якорями. И даже на стенах – море. И на оконных решётках. Он их сам сварил, причём не потому, что воров боялся, а потому, что захотелось сделать на решётках силуэты кораблей.

– Я не люблю рисовать природу, – откровенничает Михаил Алексеевич, – с природой можно общаться на рыбалке или где-нибудь на даче. А технику люблю – и рисовать её, и делать.

Мы ещё долго говорили о кораблях, о том, как интересно воплощать в реальность модели из журналов. Потом вспоминали добрые времена работы на текстильно-швейной фабрике, мужиков вспоминали, у которых золотые руки. Одних уже нет в живых, другие уехали в тёплые края. Сам он давно моделей кораблей не делал, но те, что есть, радуют глаз. Радует и музыка, которую тоже очень любит Михаил Алексеевич. Играет на баяне и аккордеоне. В музыкальной школе не учился, мелодии подбирает на слух. И музыкальные инструменты, и рабочие слесарные он бережно хранит. Пригодятся ещё. Перед уходом я спросил, не дарил ли он свои корабли какому-нибудь музею.

– Нет, не дарил и не собираюсь, – ответил мне хозяин таинственной «морской» квартиры в доме на Пионерской улице. – Вот умру – пусть с ними делают что хотят. А пока жив, корабли со мною будут.

Александр ДРАБКИН

 
По теме
Житель г. Облучье используя Интернет, сотовую связь и почтовую связь незаконно приобрел в целях использования заведомо поддельное водительское удостоверение категории «В,В1,С,С1»,
Сотрудники уголовного розыска МО МВД России «Ленинский» в селе Калинино в ходе оперативных мероприятий в доме жителя 1975 года рождения обнаружили обрез гладкоствольного охотничьего ружья, гладкоствольное охотничье ружье,
К прокурору области на личный прием обратился мужчина в интересах двух жительниц ЕАО с жалобой на длительное расследование уголовного дела, возбужденного по факту дорожно-транспортного происшествия,
Старший помощник прокурора г.Биробиджана Анастасия Нещётная приняла участие в рассмотрении судом гражданского дела по исковому заявлению местной жительницы о взыскании компенсации морального вреда,
Госавтоинспекция области информирует, что за прошедшие сутки на территории области зарегистрировано 2 дорожно-транспортных происшествия, в одном из которых 1 гражданин получил телесные повреждения,
Старший помощник прокурора г.Биробиджана Анастасия Нещётная приняла участие в рассмотрении судом гражданского дела по исковому заявлению местной жительницы о взыскании компенсации морального вреда,
Прокуратура ЕАО
В автономии поэтапно вводят в районах особый противопожарный режим - МЧС России Главное управление МЧС России по Еврейской автономной области на ежедневном совещании оперативного штаба по прохождению пожароопасного периода в Правительстве региона настояло на поэтапном введении особого противопожарно
МЧС России
ДТП. Фото: областная ГИБДД - ИА Eaomedia.Ru ДТП Фото: областная ГИБДД Госавтоинспекция ЕАО информирует, что за прошедшие сутки на территории области зарегистрировано 11 дорожно-транспортных происшествий, в трех из которых четыре гражданина получили телесные повреждения,
ИА Eaomedia.Ru
Тематическое фото Правительство ЕАО - ИА Eaomedia.Ru Молодой специалист приняла участие в программе "Земский фельдшер" Тематическое фото Фото: Правительство ЕАО В ЕАО Валдгеймская центральная районная больница пополнилась еще одним молодым специалистом — врачом-педиатром.
ИА Eaomedia.Ru
Тематическая иллюстрация https://ru.freepik.com - ИА Eaomedia.Ru В зоне риска – люди определенных профессий, пациенты со сниженным иммунитетом и онкобольные Тематическая иллюстрация Фото: https://ru.freepik.com В марте во всем мире традиционно отмечают день борьбы с туберкулезом.
ИА Eaomedia.Ru
Управление Роспотребнадзора по Еврейской автономной области информирует об эпидемиологической ситуации по заболеваемости новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), ОРВИ, грипп среди населения области.
Роспотребнадзор
Виртуальное путешествие - Библиотека им. Шолом-Алейхема Виртуальное путешествие «Друг, с которым никогда не бывает скучно»   29.04 в рамках Недели детской книги для подготовительных групп №5 и №10 МБДОУ "Детский сад № 24" состоялось виртуальное путешествие «Друг,
Библиотека им. Шолом-Алейхема
Тематическое фото EAOMedia - ИА Eaomedia.Ru Уникальную книгу- путеводитель по областному центру издал член Союза писателей России, Почетный гражданин ЕАО Александр Драбкин Тематическое фото Фото: EAOMedia Книгу стихов "Городок, говоривший на идиш.
ИА Eaomedia.Ru